Тема СУДЕБНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Вопросы
1. Дайте понятие судебного представительства.
2. Виды судебного представительства.
3. Кто может быть представителем в суде и каким лицам
закон запрещает участвовать в гражданском процессе в качестве представителей?
4. Каковы полномочия представителя и порядок их
оформления?
5. Расскажите об отличительных признаках судебного
представительства от представительства в гражданском праве.
6. В чем состоит отличие судебного представительства
от представительства общественности?
Литература
Васьковский Е.В. Будущее русской адвокатуры. М., 2000.
Ильинская И.М., Лесницкая Л.Ф. Судебное представительство в гражданском процессе. М.,
1964.
Калитвин В.В. Адвокат
в гражданском судопроизводстве. Воронеж, 1989.
Розенберг Я.А. Представительство
по гражданским делам в суде и арбитраже. Рига, 1981.
Шерстюк В.М. Судебное
представительство по гражданским делам. М., 1984.
Нормативные источники
ГПК РФ (гл. 5).
АПК РФ (гл. 6).
ГК РФ (гл. 3, 10).
СК РФ (гл. 10, 12, 19, 20, 21).
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №
23. Ст. 2102; 2004. № 35. Ст. 3607; 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5267.
Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях»
// СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1998. №
30. Ст. 3608; 2002. № 11. Ст. 1018, № 12. Ст. 1093, № 30. Ст. 3029; 2003. № 50.
Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; 2006. № 3. Ст. 282.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1
июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении
об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22
августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной
системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (вместе с
«Положением об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам») //
СЗ РФ. 2005. № 35. Ст. 3615.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23
июля 2005 № 445 «О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями
адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по
призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным
основаниям, установленным федеральными законами» // СЗ РФ. 2005. № 31. Ст.
3226.
Методические рекомендации
При подготовке к семинарскому занятию студентам
необходимо ознакомиться с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации», а также гл. 6 АПК РФ. Для более глубокого изучения темы
рекомендуется провести сравнительный анализ института представительства в
арбитражном и граждан-ском процессах.
Закон предоставил гражданам и организациям вести дела
в суде с помощью представителей (ст. 48 ГПК РФ). Это право является одной из
гарантий конституционного права на судебную защиту.
В гражданском процессе вести свои дела через
представителей могут не все участники процесса. Такое право законом
предоставлено сторонам, третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования
относительно предмета спора, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных
требований относительно предмета спора, государственным органам, органам
местного самоуправления, организациям и гражданам, участвующим в гражданском
процессе в порядке ст. 46 ГПК РФ, заявителям и заинтересованным лицам по делам,
возникающим из публичных правоотношений, и делам особого производства. Эти лица
именуются представляемыми лицами.
Личное участие в деле гражданина не лишает его права
иметь по этому делу судебного представителя.
Совместное (параллельное) участие
представляемого и представителя в гражданском процессе имеет широкое
распространение на практике.
Дела организаций в суде ведут их органы либо
представители.
В случае предъявления в суд общей юрисдикции, кроме
Верховного Суда Российской Федерации, исковых или иных требований к
Правительству Российской Федерации представление интересов Правительства в суде
осуществляют федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной
власти. Руководители федеральных органов исполнительной власти могут
назначать представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате
этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и
иных органах), либо привлекать адвокатов.
Для представления позиции в Верховном Суде Российской
Федерации Правительство назначает своего полномочного представителя,
действующего от имени Правительства без доверенности.
Судебный представитель выступает в суде «от имени
представляемого». Выступление «от имени представляемого» означает правомерные
действия представителя, совершенные в пределах его полномочий по отношению к
суду, осведомленному о представительском характере этих действий, и
направленные на получение правовых результатов для представляемого.
Судебный представитель преследует в процессе свои
конкретные цели: он вступает в дело для того, чтобы добиться для
представляемого лица наиболее благоприятного решения, а также для оказания ему
помощи в осуществлении своих прав, предотвращения их нарушения в процессе и
оказания содействия суду в отправлении правосудия по гражданским делам.
Для выполнения этих задач он должен вступить в
правовые отношения с судом. Эти отношения имеют свой субъектный состав, свой
объект и содержание.
Субъектами рассматриваемых отношений являются суд и
судебный представитель.
Представительство в гражданском процессе имеет большое
значение и является важной гарантией в деле обеспечения защиты прав, свобод и
законных интересов граждан и организаций. Представителями в суде могут быть
дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий