Фонд оценочных
средств по дисциплине "Основы экологического права "
Текущий контроль осуществляется путем
проведения тестирования, письменных контрольных работ по пройденным темам,
коллоквиумов, выполнением рефератов, презентаций, экологических сообщений,
письменных анализов статей ФЗ и Конституции РФ, составлением таблиц и схем по
обозначенным темам раздела дисциплины, деловых игр и т.д.
Примерная
тематика докладов, рефератов, электронных презентаций
- Экологический
кризис в РФ. Пути выхода из экологического кризиса.
- Конституционные
основы охраны окружающей среды в Российской Федерации.
- Законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как
источники экологического права.
- Понятие
и виды экологических прав граждан.
- Обеспечение
экологической безопасности человека, рационального использования природных
ресурсов и охраны окружающей среды.
- Соотношение
экологического и других отраслей законодательства.
- Природные
объекты как объекты экологических правоотношений.
- Право
собственности на природные ресурсы и объекты.
- Правовые
формы использования природных ресурсов.
- Понятие
и система функций экологического управления.
- Правовые
основы государственной экологической экспертизы.
- Правовые
основы общественной экологической экспертизы.
- Право
граждан на благоприятную окружающую среду: основные характеристики.
- Способы
защиты экологических прав.
- Правовое
регулирование возмещения вреда, причиненного экологическими
правонарушениями.
- Особенности
правового режима государственных природных заповедников.
- Особенности
правового режима национальных парков.
- Особенности
правового режима природных парков.
- Правовые
проблемы охраны окружающей среды в РФ.
- Юридическая
ответственность за лесонарушения.
- Правовое
регулирование рыболовства.
- Правовой
режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Правовой
режим государственных природных заповедников.
- Правовой
режим национальных парков.
Тестовые
задания могут формулироваться в
форме тестов с одним правильным ответом, тестов с несколькими правильными
ответами, тестов, направленных на сопоставление понятий или расположения в
определенной последовательности, а также тестов с открытым ответом.
Примерные
тесты.
1. Природопользование, для осуществления
которого не требуется специального разрешения, называется:
1) общим;
2) специальным;
3) комплексным;
4) свободным.
2. Природопользование, осуществляемое на
основании выданного уполномоченным органом разрешения, называется:
1)
специальным;
2)
общим;
3)
ограниченным;
4)
особенным.
3.Субъектами права общего природопользования могут
быть:
1) каждый человек;
2) только граждане
– предприниматели;
3) юридические
лица;
4) иностранные
граждане.
4. Что является предметом
экологического права?
1)
общественные отношения в сфере
взаимодействия общества и природы;
2)
экологически значимые действия;
3) природные объекты;
4) способы
воздействия на экологические отношения.
1. Предмет экологического права-это
1) общественные отношения в области взаимодействия
человека и природы;
2) правила, регулирующие деятельность человека в области
охраны и использования окружающей среды;
3) разновидность общественных отношений, которые
возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами
экологического права;
4) совокупность норм, регулирующих общественные отношения
в сфере взаимодействия общества и природы.
2. На чем основан императивный метод?
1) на отношениях власти и подчинения;
2) на равенстве сторон;
3) на взаимовыгодных обязательствах;
4) на договоре сторон.
3. На чем основан диспозитивный метод?
1) на равенстве
сторон;
2) на отношениях власти и подчинения;
3) на взаимовыгодных обязательствах;
4) на
нормативно-правовых актах.
4. К принципам
экологического права относят:
1)
целевое использование природных ресурсов;
2)
бесплатное использование природных ресурсов;
3)
презумпция невиновности;
4) приоритет экономических интересов общества в
целях рационального природопользования.
5.
Экологическое
право в системе Российского права является:
1)
комплексной
отраслью;
2)
необходимой
отраслью;
3)
главной
отраслью;
4)
своеобразной
отраслью.
6. Система экологического права состоит из следующих
частей:
1) общая, особенная, специальная;
2) общая и особенная;
3) общая и специальная;
4) особенная и специальная.
7. Специальная часть экологического права регулирует
следующие вопросы:
1) экология и космос;
2) недропользование;
3) экологическая экспертиза;
4) юридическая ответственность за экологические
правонарушения.
8. Общая часть экологического права включает такие
разделы, как:
1) предмет и система экологического права;
2) экология и космос;
3) недропользование;
a) водопользование.
9. Какое понятие не относится к
системе экологического права:
1)
особая часть;
2)
специальная часть;
3)
особенная часть;
4)
общая часть.
10.
Метод
экологического права- это:
1) способ
воздействия на общественные отношения;
2) правила, регулирующие деятельность человека в области
охраны и использования окружающей среды;
3) разновидность общественных отношений, которые
возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами
экологического права;
4) совокупность норм, регулирующих общественные отношения
в сфере взаимодействия общества и природы.
11.
Система экологического права определяется как совокупность …
1)
институтов, объединенных в отрасль права и расположенных
в определенной последовательности;
2)
мер по охране природной среды;
3)
мер по предотвращению истощения природных ресурсов;
4)
мер, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие
страны.
12.
Природный объект, измененный в результате
хозяйственной деятельности или объект, созданный человеком, обладающий
свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение-это:
1) природно-антропогенный объект;
2) природный комплекс;
3) антропогенный объект;
4) природный ресурс.
13.
Объект, созданный
человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное
значение, называется:
1) природно-антропогенный объект;
2) природный
объект;
3) антропогенный объект;
4) природный
комплекс.
14.
Содержание экологической функции определяется тем, что:
1) элементы природы выступают в качестве
непосредственного источника удовлетворения естественных физиологических
потребностей человека;
2) природные ресурсы
служат источником удовлетворения материальных потребностей человека;
3) природа служит для человека источником физического и
нравственного отдыха;
4) человек удовлетворяет свои информационные потребности.
15.
Содержание экономической функции природы определяется тем, что:
1) природные ресурсы
служат источником удовлетворения материальных потребностей человека;
2) природа служит для человека источником физического и
нравственного отдыха;
3) человек удовлетворяет свои информационные потребности;
4) элементы природы выступают в
качестве непосредственного источника удовлетворения естественных
физиологических потребностей человека.
16.
Содержание рекреационной функции
природы определяется тем, что:
1) природа служит для человека источником физического и
нравственного отдыха;
2) человек удовлетворяет свои информационные потребности;
3) элементы природы выступают в качестве
непосредственного источника удовлетворения естественных физиологических
потребностей человека;
4) природные ресурсы
служат источником удовлетворения материальных потребностей человека.
17.
Субъектами
права специального природопользования могут быть:
1) Граждане -
предприниматели и юридические лица;
2) Любые физические
и юридические лица;
3) каждый человек;
4) только органы
местного самоуправления.
18.
К органам общей компетенции, осуществляющих
государственное управление природопользованием не относятся…
1)
Министерство природных
ресурсов и экологии РФ;
2)
Федеральное собрание;
3)
Президент РФ;
4)
Правительство субъекта РФ.
19.
К функциям специально уполномоченных государственных
органов в области природопользования относится…
1) государственный учет в сфере охраны
окружающей среды;
2)
определение основных направлений экологической политики
государства;
3)
установление порядка осуществления государственного
контроля в области охраны окружающей среды;
4)
установление порядка ограничения или приостановления
экологически вредной деятельности.
20.
К государственным кадастрам природных ресурсов
относятся…
1) документы, содержащие сведения о качестве,
количестве, правовом статусе природных объектов и категории
природопользователей;
2)
реестр объектов размещения отходов;
3)
реестр опасных производственных объектов;
4)
документы, в которых субъекты сами определяют параметры
деятельности, связанной с природопользованием.
Составление электронных
презентаций.
Электронная
презентация является одним из методов проведения интерактивного занятия. Методические
указания для студентов направлены на оказание методической помощи обучающимся
при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ в
форме создания компьютерной мультимедийной презентации на заданную
преподавателем тему.
На подготовку одной презентации
отводится от 5 до 10 часов. В этот временной промежуток входит деятельность
обучающегося по самостоятельному поиску, отбору,
систематизации и оформлению в виде компьютерной презентации информации по
заданной теме, а также подготовка к публичному представлению получившегося
продукта на занятии в течение 5-7 минут.
Цели выполнения внеаудиторных самостоятельных
работ по в форме презентации – формирование
навыков:
-
поиска, отбора, систематизации и
обобщения информации по заданной теме;
-
закрепления, углубления, расширения и
систематизации знаний, полученных во время аудиторных занятий;
-
публичной презентации собственной
учебной деятельности при помощи средств мультимедиа.
Оформление результатов
внеаудиторной самостоятельной работы:
Результаты внеаудиторной самостоятельной
работы по подготовке компьютерной презентации на заданную тему оформляются в
виде компьютерного файла с расширением .ppt или .pptx в режиме
«Демонстрация PowerPоint».
Алгоритм самостоятельной работы над
презентацией на заданную тему:
1.
Ознакомьтесь с предлагаемыми темами презентаций.
2.
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы:
прежде всего, нормативной базой и дополнительной литературой, и подготовьте их
для работы.
3.
Получите консультацию преподавателя и изучите
рекомендации.
4.
Повторите лекционный материал по теме презентации .
5.
Составьте план-сценарий презентации, запишите его.
6.
Проработайте найденный материал, выбирая только то,
что раскрывает пункты плана презентации.
7.
Составьте окончательный текст своего устного
выступления при защите презентации – он и будет являться сценарием презентации.
8.
Оформите презентацию в соответствии с требованиями
по дисциплине "Информатика".
9.
Сформулируйте вопросы, которые могут быть заданы вам
во время обсуждения вашей презентации, попробуйте ответить на них кратко, четко
и доказательно.
10.
Необходимо в презентации иметь практические примеры,
ссылки на решения судов и прежде всего нормативные источники- это и есть
содержание презентации.
11.
В конце
презентации необходимо сделать выводы или заключения по обозначенной проблеме.
Это можно оформить в виде отдельного слайда или зачитать устно.
12.
Защита подготовленной презентации проходит в устной
форме и сопровождается демонстрацией слайдов с использованием проекционной
техники, поэтому не забудьте заранее загрузить свою презентацию в компьютер
преподавателя и опробовать её запуск.
13.
Соблюдайте регламент – время изложения информации с
одного печатного листа приблизительно равно 4-5 минутам.
По дисциплине
"Основы экологического права" предусмотрены следующие виды контроля:
1.
Текущий
контроль: устный опрос, тестирование, проведение коллоквиума, прием реферата, презентации, и оценка качества их исполнения на практическом занятии.
2.
Промежуточная
аттестация в форме контрольной работы
или тестирования.
Текущий контроль успеваемости осуществляется непрерывно, на протяжении
всего курса. Прежде всего, это устный опрос по ходу лекции, выполняемый для
оперативной активизации внимания студентов и оценки их уровня восприятия, а
также на практических занятиях.
Реферат - это самостоятельная письменная работа, анализирующая и
обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и
обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов.
Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого
мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных
и правовых проблем. Реферат готовится на основе исследования и изучения
широкого круга первоисточников, монографий, статей, литературы и иного
материала, нормативных правовых актов, обобщения личных наблюдении. Работа над
рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит
применять эколого-правовые нормы на практике при анализе актуальных проблем
охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической
безопасности. Кроме этого, в ходе изучения студенты должны знакомиться с
монографическими работами, публикациями по вопросам охраны окружающей среды,
природопользования и обеспечения экологической безопасности в журналах и
газетах, а также следить за изменением действующего законодательства Российской
Федерации.
Публичное представление
реферата сопровождается презентацией и
небольшими тезисами в электронной форме.
Промежуточная аттестация:
Зачет проставляется автоматически при условии
регулярного посещения и активности на
занятиях, подготовки реферата и презентации.
Те, кто не набрал необходимое количество
баллов для проставления автоматически,
сдают зачет.
Зачет проходит в устной форме в виде ответов на билеты.
Зачет ставится при достаточном
выполнении требований к прохождению курса и владении конкретными знаниями по
программе курса.
Незачет ставится, если требования
к прохождению курса не выполнены и студент не может показать владение
материалом курса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий