среда, 20 января 2016 г.

Лекция № 8


 Лекция № 8. Правовое регулирование использования и охраны вод. Правовое регулирование использования и охраны лесов.
1. Воды как природный объект, природный ресурс, объект правоотношений. Водный фонд РФ.
Воды – возобновляемый, но ограниченный природный ресурс, являющийся компонентом окружающей среды и основой жизни и деятельности народов всего мира. В настоящее время наблюдается дефицит пригодных для человека водных ресурсов во многих странах мира и в некоторых регионах РФ.
Водный Кодекс РФ как основной источник водного законодательства (ст.1) содержит следующие основные понятия:
1) акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
2) водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;
3) водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
4) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
5) водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;
6) водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;
7) водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
8) водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения;
9) водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;
10) водохозяйственный участок - часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования).
Водный кодекс РФ от 3.06.2006г. (в ред. от 13.07.2015г.) определяет порядок предоставления водных объектов в пользование для забора воды, для производства электроэнергии, строительства причалов и мостов, для орошения сельскохозяйственных земель, для сброса сточных вод.
Водный кодекс действует на территории Российской Федерации и определяет порядок управления в области использования водных ресурсов. А также устанавливает административную и уголовную ответственность как юридических, так и гражданских лиц за нарушение правил пользования объектами водного хозяйства, и предусматривает возмещение вреда лицами, причинившими вред водным объектам.
В водный фонд включаются все водные объекты, определенные ст. 5 Кодекса. В настоящее время понятие "водный фонд" имеет как публично-, так и частноправовое содержание, поскольку в него включаются водные объекты, которые могут находиться в разных формах собственности, в том числе и в частной собственности (пруды и обводненные карьеры).
Водные отношения складываются в связи с использованием, охраной и восстановлением водных объектов, у водных отношений имеются свои объекты, субъекты и содержание.
2. Право собственности на водные объекты
Право собственности - фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбы вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.
Согласно ст. 209-211 ГК РФ, собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но уже в самом ГК РФ (ст. 209, 129) устанавливаются своего рода "экологические приоритеты". Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерба окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животный мир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.
Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно водному законодательству, характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия "владение" к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на отчуждение водных объектов (кроме прудов и обводненных карьеров).
Водное законодательство устанавливает преимущественно федеральную собственность на водные объекты. По ВК РФ, собственность субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры. Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объектов, законодатель явно предпочел привлекать частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую юридическую судьбу.
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном ВК РФ, а подземным водным объектом - в порядке, предусмотренном горным законодательством.
Согласно ВК РФ устанавливаются некоторые основные признаки правового режима подземных водных объектов. В частности, предусматриваются резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных вод, мониторинг подземных вод. Однако отношения по поводу подземных водных объектов регулируются главным образом законодательством о недрах, которое само обновляется.
Однако следует заметить, что в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание "подземные воды", а не "подземные водные объекты". Это объясняется тем, что в действующем законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются скорее как извлекаемый ресурс, а не как природное образование, нуждающееся в защите.
Согласно п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п. 2 указанной статьи.
В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.
В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются:
а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты - таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры;
б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.
В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Правила отнесения земельных участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, к той или иной форме собственности установлены ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ». В соответствии с указанной статьей земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, являются:
· федеральной собственностью, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;
· собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;
· собственностью муниципальных районов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
· собственностью поселений, городских округов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц.
Таким образом, для выяснения вопроса об органе власти, который будет принимать решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее – орган власти, полномочный на предоставление водного объекта в пользование), необходимо определить собственника этого водного объекта в соответствии с вышеизложенным порядком. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Пруд, обводненный карьер с соответствии с ч. 4 ст. 8 могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует раздела пруда, обводненного карьера.
Заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляют:
· Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2006 № 1578-р, а также морей или их отдельных частей;
· Орган исполнительной власти субъекта РФ – в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ (за исключением указанных выше водохранилищ), а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;
· Орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
Водопользование делится на общее, специальное и особое.
Общее водопользование – использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.
Специальное водопользование – использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств.
В особое пользование предоставляются водные объекты для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.
Виды водопользования (для лиц, не являющихся собственниками водных объектов; в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов):
1. долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет);
2. краткосрочное пользование (до 3 лет);
3. ограниченное пользование (водный сервитут).
Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное.
Условия возникновения права водопользования:
1. лицензия на водопользование;
2. договор пользования водным объектом;
3. при установлении особого режима пользования – решение Правительства РФ.
Причины прекращение права пользования водными объектами:
1. отказ водопользователя от пользования водными объектами; 2. истечение срока, на который предоставляются в пользование водные объекты; 3. смерть водопользователя-гражданина; 4. прекращение деятельности водопользователя – юридического лица; 5. прекращение особого режима пользования водными объектами; 6. естественное или искусственное исчезновение водных объектов; 7. переход прав пользования водными объектами; 8. неиспользование водных объектов в течение 3 лет; 9. неиспользование в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; 10. использование водных объектов не по целевому назначению; 11. возникновение необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; 12. несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии и договоре.
4. Лес как объект охраны и использования. Лесное законодательство РФ.
Лес является одним из главных природных богатств нашего государства, и в некоторых субъектах занимает 70% территории. Вопросы охраны и использования лесов занимают одно из первых мест в развитии природоресурсового законодательства. Одна из наиболее острых проблем- включение лесов в гражданский оборот. Эту проблему необходимо решать с учетом особой экологической функции растительности и с соблюдением приоритета охраны лесов как одной из составляющей жизнедеятельности населения России.
Лесной Кодекс РФ от 4.12.2006г. ( в ред. от 13.07.2015г.) является основным источником лесного законодательства и определяет лес как экологическую систему или природный ресурс.
Лес – это совокупность земли, древесной, кустарниковой или травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга.
В ЛК РФ упоминается о лесных участках, дикорастущих растениях, лесных насаждениях, лесных плодовых, ягодных, декоративных растениях, лекарственных растений, растительном мире, лесных растениях, участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений. Но большинство из этих терминов не раскрывается.
Регуляторами лесных отношений в ряде случаев могут выступать нормативные правовые акты субъектов РФ.
Нормы ГК РФ и нормы ЛК РФ соотносятся как правила общие и правила специальные (в процессе регулирования имущественных отношений). Поэтому, если (применительно к лесным отношениям) в нормах ЛК содержатся иные правила, чем в нормах ГК, то применению подлежат первые: они имеют приоритет (как "специальные" правила перед "общими").
Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов основывается на принципах устойчивого управления лесами; сохранения их полезных функций; использования лесов с учётом их экологического значения; обеспечения рационального использования лесов и их воспроизводства, охраны и защиты; недопустимости использования лесов органами государственной власти, местного самоуправления; платности лесопользования.
Субъектами, осуществляющими управляющее воздействие в области лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, являются Российская Федерация и её субъекты, органы местного самоуправления, компетенция которых определяется в ст.ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.
Лесоустройство - система мероприятий, обеспечивающих рациональное использование, защиту, охрану и воспроизводство лесов, являющихся необходимым условием устойчивого лесопользования. Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, обороны и безопасности, населённых пунктов, а также на землях особо охраняемых природных территорий.
Лесоустройство осуществляется по заказам органов государственной власти или местного самоуправления на выполнение работ в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Размещение заказа осуществляется путём проведения торгов. Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству регулируются нормами гражданского права.
Лесоустройство проводится в соответствии с Правилами проведения лесоустройства и лесоустроительной инструкцией, в которой отражаются особенности проведения лесоустройства на землях обороны и безопасности и на других категориях земель. Проведение геодезических и картографических работ регулируется Федеральным законом «О геодезии и картографии».
В ходе лесоустройства осуществляются:
1) проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов; лесничеств и лесопарков, лесных участков;
2) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
3) таксация лесов (выявление, учёт, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
4) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения Государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по освоению лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, и зоны такого освоения. Лесной план составляется на 10 лет органами государственной власти субъектов Федерации и подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, Государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития и документов территориального планирования субъекта Федерации.
Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет, и в нём устанавливаются: 1) виды разрешённого использования лесов; 2) возрасты рубок, расчётная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешённого использования; 3) ограничение использования лесов; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Проект освоения лесов составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и содержит сведения о разрешённых видах и проектируемых объёмах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также о мероприятиях по строительству и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках, в котором содержится информация: 1) о составе земель, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, их категориях, эксплуатационных и резервных лесах;4) об особо защитных участках лесов, зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках; 6) о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Информация, содержащаяся в Государственном лесном реестре, является общедоступной, за исключением той, доступ к которой ограничен федеральными законами. Реестр формируется за счёт информации, представляемой лесопользователями, а также органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Ведение Государственного лесного реестра осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления.
В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы, а также их радиационное обследование и устанавливаются зоны радиоактивного загрязнения. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу России или красные книги субъектов Федерации, может запрещаться или ограничиваться деятельность, негативное воздействие которой приведёт или может привести к сокращению численности таких растений, ухудшению среды их обитания.
Отчёт об охране и защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими лесопользование, в органы государственной власти, местного самоуправления.
Воспроизводство лесов осуществляется в отношении вырубленных, погибших, повреждённых лесов путём лесовосстановления и ухода за лесами органами государственной власти и местного самоуправления.
Лесовосстановление проводится путём естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется их арендаторами в соответствии с Правилами лесовосстановления.
Лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов, в соответствии с Правилами лесоразведения.
Уход за лесами - мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия), которые осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов в соответствии с Правилами ухода за лесами.
Отчёты о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляются лесопользователями в органы государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий.
Лесная декларация - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, подаётся ежегодно в органы государственной власти, местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и должна содержать сведения обо всех видах использования лесов. Отчёт об использовании лесов (об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, местного самоуправления ежеквартально.
Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства рассматривается как установленная государством и предусмотренная санкцией юридической нормы мера принуждения, применяемая к лицу, совершившему лесонарушение. Под лесонарушением понимается противоправное, как правило, виновное, деяние, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда лесам, нарушающее правила лесопользования, охраны и воспроизводства лесов. В зависимости от того, нормами какой отрасли права, предусматривающими юридическую ответственность за конкретное деяние, охраняется нарушенное лесное отношение, деяние может квалифицироваться как гражданское, административное, дисциплинарное или уголовное правонарушение (преступление).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 10 Лесного Кодекса РФ, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п. 4 ст. 12 ЛК РФ).
Составу защитных лесов и особо защитных участков лесов посвящена ст. 102 ЛК РФ.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (п. 3 ст. 12 ЛК РФ).
Составу и порядку использования эксплуатационных лесов посвящены нормы ст. ст. 12, 25, 108 ЛК.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины (п. 1 ст. 109 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 10 ЛК леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Часть 3 статьи 10 ЛК РФ предусматривает, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 ЛК РФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий