четверг, 25 ноября 2021 г.

Лекция №10 ЭП. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

 

Лекция №10. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
1.      1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях.
2.       2. Правовой режим государственных природных заповедников.
3.       3. Правовой режим государственных природных заказников.
4.       4. Правовой режим национальных и природных парков.
5.        5. Правовой режим особо охраняемых природных объектов.
Согласно Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года одной из основных задач государственной экологической политики  является сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.
Решение этой задачи невозможно без совершенствования и развития системы особо охраняемых природных территорий, устранения несовершенства правового регулирования в этой сфере, восприятия международного и зарубежного опыта, в том числе гармонизации законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях с нормами международного экологического права.
Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия как одно из направлений российской государственной экологической политики должно быть реализовано прежде всего через формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий.
В России создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. ООПТ призваны сохранить как отдельные природные объекты, так и целые экологические системы в естественном, слабонарушенном состоянии, ограничить вредные на них воздействия либо, проводить устойчивое их использование для удовлетворения экологических, социальных и экономических потребностей общества и государства.
Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Они позволяют поддерживать экологический баланс территорий, способствуют восстановлению экосистем.  При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки. В свою очередь весьма значимую роль играют  заказники и памятники природы.
Особо охраняемые природные территории, с одной стороны, обеспечивают устойчивое функционирование естественных экологических систем, выполняют средоформирующие и средозащитные функции, с другой — создают условия для нормальной жизнедеятельности человека, обеспечивают комфортную среду обитания и отдых в природном окружении.
Опыт природоохранной деятельности отчётливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы  особо охраняемых территорий  и продемонстрировал необходимость решения многих существенных проблем, препятствующих их стабильному и эффективному функционированию   в принципиально новых политических и социально - экономических условиях, определяющих уклад современной России. Основные векторы развития системы  особо охраняемых территорий направлены на совершенствование их природоохранной, научно - исследовательской, эколого-просветительской и иной деятельности.
  Законодательство об особо охраняемых природных территориях   является комплексным, так как включает в себя правовые акты, принадлежащие различным отраслям права: гражданскому, земельному, конституционному, административному, экологическому. Цель такого широкого спектра нормативных документов едина: особая охрана уникальных территорий.
В настоящее время в Российской Федерации существует достаточно развитая законодательная база, регламентирующая деятельность особо охраняемых природных территорий.
Основным источником всей системы права в нашей стране является Основной Закон современного российского государства — Конституция Российской Федерации, закрепляющая наряду с правами и обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Особым источником права являются международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия. Придание  специально международному договору  границахособой роли  республика вызвано потребностью  между поддержания и обеспечения  природные мирового правопорядка  памятники в сфере взаимодействия  другие общества и природы.
Российская  определения Федерация как  рационального участник ряда  природные международных договоров:Конвенции о  которого биологическом разнообразии (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.),Конвенции об  наиболее охране всемирного  границах культурного и природного  сбор наследия (г. Париж, 1972 г.), Протокола по  антарктикеохране окружающей  границах среды к Договору  стороны об Антарктике (г. Мадрид, 1991 г.)  и  отражающих др. - приняла  которая на себя обязательства "обеспечивать  целью выявление, охрану,  парков сохранение, популяризацию  которого и передачу будущим  поколениям поколениям природного  баланса наследия", "создавать  животный и сохранять систему  числе охраняемых районов»,  македониив которых необходимо  полностью принимать специальные  которых меры для  федеральными сохранения биологического  числе разнообразия, в т.ч. обеспечить  охране экологически обоснованное  природные и устойчивое развитие  севастополяв районах, прилегающих  ооптк охраняемым районам,  ботанические в целях содействия  природных охране этих  всех районов.
Вопросы правового режима ООПТ регулируются преимущественно Федеральным законом от 14.03.1995г. № 33- ФЗ  «Об особо охраняемых природных территориях» Российской Федерации. Закон регулирует  отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Кроме вышеназванного закона, правовая регламентация использования и охраны ООПТ также осуществляется  иными нормативными правовыми актами. Так, отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Например, правовой режим земель особо охраняемых территорий устанавливается Земельным Кодексом РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. и ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.Лесным Кодексом РФ определяется порядок пользования лесными ресурсами на территориях, признанных особо ценными для РФ.
Кроме того, содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном   Гражданским кодексом Российской Федерации.
К подзаконным актам в данной сфере можно отнести  Постановления и Распоряжения Правительства РФ, регулирующие следующие вопросы: осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ федерального значения, создание охраны и использования  законодательства отдельных категорий ООПТ.
Как известно, особо охраняемые природные территории отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). 
Так, в Республике Дагестан принят  и действует Закон   от 27.02.1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях», а также Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 №45 «О земле».
Категории и виды особо охраняемых природных территорий
Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколько их категорий с учетом особенностей правового режима данных природных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреждений (ст. 2):
- государственные природные заповедники;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты (исключен из числа ООПТ).
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут устанавливать и другие категории особо охраняемых природных территорий - территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.
родных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 вышеназванного Закона). На территории за­поведника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территории государственных природных заповедников запре­щается также интродукция живых организмов в целях их аккли­матизации.
В принципе запрещено нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государ­ственных природных заповедников граждан, не являющихся ра­ботниками данных заповедников, или должностных лиц, не яв­ляющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповед­ников.
На территории заповедника допускаются мероприятия и дея­тельность, направленные на: .
• сохранение в естественном состоянии природных комплек­сов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воз­действия;
• поддержание условий, обеспечивающих санитарную и про­тивопожарную безопасность;
• предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
• осуществление экологического мониторинга;
• выполнение научно-исследовательских задач;
• ведение эколого-просветительской работы;
• осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Зако­на об особо охраняемых природных территориях).
Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство челове­ка в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплек­са в естественном состоянии.
Однако на специально выделенных участках частичного хо­зяйственного использования, не включающих особо ценные эко­логические системы и объекты, ради сохранения которых созда­вался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным ин­дивидуальным положением о данном заповеднике.
Особую разновидность государственных природных заповед­ников образуют биосферные заповедники, которые входят в меж­дународную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения на­учных исследований, экологического мониторинга, а также апро­бирования и внедрения методов рационального природопользова­ния, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государствен­ных природных биосферных заповедников могут быть присоеди­нены территории биосферных полигонов, в том числе с дифферен­цированным режимом особой охраны и функционирования.
3. Правовой режим национальных и природных парков
Национальные парки в России, в отличие от США, — относи­тельно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 20 лет. Пер­вые национальные природные парки в России — «Лосиный ост­ров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодар­ский край) — были созданы лишь в 1983 г. В США националь­ные парки начали создаваться в XIX в.
С учетом специфики данного вида особо охраняемой террито­рии и задач, которые на них возлагаются при создании, на терри­ториях национальных парков устанавливается дифференциро­ванный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функцио­нальные зоны:
• заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйст­венная деятельность и рекреационное использование территории;
• особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются усло­вия для сохранения природных комплексов и объектов и на тер­ритории которой допускается строго регулируемое посещение;
• познавательного туризма, предназначенная для организа­ции экологического просвещения и ознакомления с достоприме­чательными объектами национального парка;
• рекреационная, предназначенная для отдыха;
• охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
• обслуживания посетителей, предназначенная для размеще­ния мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов турист­ского сервиса, культурного, бытового и информационного обслу­живания посетителей;
• хозяйственного назначения, в пределах которой осущест­вляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспече­ния функционирования национального парка.
На территории национального парка запрещается любая дея­тельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-истори­ческим объектам и которая противоречит целям и задачам нацио­нального парка.
Одновременно в национальных парках, расположенных в рай­онах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На спе­циально выделенных участках допускаются традиционная хозяй­ственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурса­ми по согласованию с дирекциями национальных парков.
С учетом того, что национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков осуществляется в соответствии со специ­альными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных пар­ков. Указанные договоры подлежат регистрации в государст­венных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии ли­цензии на осуществление деятельности по обеспечению регули­руемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культур­ного наследия.
Что касается порядка образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования государственных природных заповедников.
В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми тер­риториями регионального значения. Решение об их образова­нии принимают государственные органы субъектов РФ по пред­ставлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Если созда­ние природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударствен­ных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Прави­тельством России.
В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы особой охраны и использования. Исходя из этого, на территории природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культур­ных комплексов и объектов.
Важнейшими элементами обеспечения правового режима при­родных парков являются запреты на определенную деятель­ность. Так, на территории природных парков запрещается дея­тельность, влекущая за собой изменение исторически сложивше­гося природного ландшафта, снижение или уничтожение эколо­гических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также за­прещены или ограничены виды деятельности, приводящие к сни­жению экологической, эстетической, культурной и рекреацион­ной ценности их территорий.
4. Правовой режим государственных природных заказников
Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям ре­гионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государствен­ного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значе­ния образуются органами исполнительной власти соответствую­щих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органа­ми местного самоуправления.
При этом государственные природные заказники федерально­го значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов РФ. Они фи­нансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок фи­нансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими госу­дарственными органами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников со­здаются их администрации.
Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не предусматривает, а уста­навливает лишь то, что на территории заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природ­ных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
На территории государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общнос­тей и сохранение их традиционного образа жизни.
Под угрозой применения установленных законодательством административных, уголовных и иных санкций ответственность за обеспечение соблюдения режима особой охраны государствен­ных природных заповедников возложена на собственников, вла­дельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.
5. Правовой режим особо охраняемых природных объектов.
Территории, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть особо охраня­емыми природными территориями федерального или региональ­ного значения. Они учреждаются решениями Правительства
России и исполнительными органами субъектов РФ по представ­лению специально уполномоченных на то государственных орга­нов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учре­дивших. Но они могут быть переданы специально уполномочен­ным на то государственным органом РФ в области охраны окру­жающей природной среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие до­кументы.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударствен­ных нужд, объявление природных комплексов и объектов памят­никами природы, а территорий, занятых ими, территориями па­мятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согла­сованию с Правительством России.
На территории, на которой находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памят­ников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима их осо­бой охраны.
Дендрологические парки и ботанические сады могут быть фе­дерального или регионального значения. Они образуются соответ­ственно решениями исполнительных органов государственной власти РФ или представительных и исполнительных органов го­сударственной власти соответствующих субъектов РФ.
На территории дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполне­нием их задач и влекущая за собой нарушение сохранности фло­ристических объектов.
Для обеспечения режима особой охраны территорий дендроло­гических парков и ботанических садов их территории могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:
• экспозиционную, посещение которой разрешается в поряд­ке, определенном дирекциями дендрологических парков или бо­танических садов;
• научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; t
• административную.
Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах за­прещается хозяйственная деятельность, отрицательно влия­ющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиеничес­ких и рекреационных функций. Особо охраняемыми природными объектами являются прежде всего редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Для их охраны учреждаются Красная книга Россий­ской Федерации, красные книги республик в составе РФ. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановле­нию. Ведет Красную книгу РФ Министерство природных ресур­сов России на основе систематически обновляемых данных о со­стоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне РФ.
Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Решение о занесении в нее и об исключении из нее объектов животного и растительного мира принимает, а также определяет порядок и меры их охраны МПР России по согласова­нию с Минсельхозом РФ, органами исполнительной власти субъ­ектов РФ и Российской академией наук.
На практике Красная книга переиздается по мере отнесения новых видов растений и животных к особо охраняемым. На нача­ло 2001 г. редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны России, которые занесены в Красную книгу РФ, признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов; 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы. Особое внимание международные природоо­хранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все кито­образные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном уровне.
Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РФ, повсеместно подлежат изъятию из хозяйст­венного использования. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, допускается в исключительных случаях в поряд­ке, установленном законодательством РФ. Запрещается деятель­ность, ведущая к сокращению численности этих растений и жи­вотных и ухудшающая среду их обитания.
Ответственность за сохранение и воспроизводство объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, несут юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйст­венную деятельность на территориях и в акваториях, где обитают такие животные и растения. Они обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных.
Для сохранения и разведения редких и находящихся под уг­розой исчезновения объектов животного мира органы исполни­тельной власти субъектов РФ обязаны создавать необходимые ус­ловия, в том числе путем специализации зоопарков и организации питомников.
Право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу РФ, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных. Такое разрешение (распорядительную лицензию) выдает МПР России в порядке, установленном постановлением Правительства РФ.
Признано, что самой эффективной мерой охраны редких видов является сохранение их местообитаний, которое может быть достигнуто, в частности, организацией сети особо охраняе­мых природных территорий. В настоящее время заповедниками России охраняется 35 (75%) видов млекопитающих, 84 (82%) -птиц, 2 (50%) — амфибий, 4 (36%) — рептилий, занесенных в Красную книгу РФ.
 Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. № 15 утверждено Положение о памятниках природы федерального значения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
- участки живописных местностей;
- эталонные участки нетронутой природы;
- участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
- места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
- лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
- природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
- уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и торговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
- геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
- геолого-географические полигоны, включая классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
- места нахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
- участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
- природные гидроминеральные комплексы;
- терминальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
- береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
- отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья- долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и утверждаемый в установленном порядке. В паспорте памятника природы указываются:
- его наименование;
- место нахождения;
- краткое описание;
- описание границ и его охранной зоны;
- площадь, занимаемая им и его охранной зоной (раздельно);
- режим охраны;
- допустимые виды использования;
- установленный режим охранной зоны;
- наименование и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых он расположен, и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима. В паспорте должны содержаться фотографии, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов, а также карта-схема, позволяющая ясно представить границы и место нахождения памятника природы и его охранной зоны.
Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
Дендрологические парки и ботанические сады - природоохранные учреждения, создающие специальные коллекции растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
По правовому статусу дендрологические парки и ботанические сады могут быть юридическими лицами, состоящими на государственном бюджете, входить в состав научно-исследовательского или учебного учреждения и состоять на их балансе, а также отнесены в установленном порядке к числу научных учреждений.
В дендрологических парках и ботанических садах организуются функциональные зоны: - экспозиционная - ее посещение специально разрешается администрацией;
- научно-экспериментальная - в нее входят коллекции, экспериментальные участки, питомники; право допуска в эту зону имеют только научные сотрудники парка (сада), а также специалисты с разрешения администрации;
- административная;
- заповедная - она состоит из уникальных или типичных участков ненарушенной флоры как эталона естественной растительности; посещение этой зоны запрещено, если это не связано с проведением научных наблюдений. В состав территории дендрологического парка или ботанического сада могут входить особо охраняемые водные объекты, на которых расположены коллекции водных растений.Территории, которые могут иметь федеральное, региональное или местное значение, это лечебно-оздоровительные местности и курорты, представляющие собой территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами.
Природными лечебными ресурсами могут быть минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, лечебный климат и другие условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). Их лечебные свойства признаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения.
Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Курортный регион - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны.
Охраняются природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны трех зон. Режим зон охраны определяется в соответствии со ст. 16 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. № 101 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения». Целью Программы является сохранение и развитие курортов, лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, рациональное использование природных лечебных ресурсов России для укрепления здоровья граждан.
В России ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (федерального, регионального и местного значения), представляющий собой совокупность сведений о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий