Лекция № 10. Правовое регулирование использования и охраны водных обьектов
Воды
– возобновляемый, но ограниченный природный ресурс, являющийся
компонентом окружающей среды и основой жизни и деятельности народов
всего мира. В настоящее время наблюдается дефицит пригодных для человека
водных ресурсов во многих странах мира и в некоторых регионах РФ.
Водный Кодекс РФ как основной источник водного законодательства (ст.1) содержит следующие основные понятия:
1) акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
2)
водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны
водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного
воздействия вод;
3)
водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в
водных объектах и используются или могут быть использованы;
4)
водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной
объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет
характерные формы и признаки водного режима;
5) водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;
6) водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;
7) водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
8) водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения;
9)
водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных
для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов
гидротехнических сооружений;
10)
водохозяйственный участок - часть речного бассейна, имеющая
характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных
ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного
объекта (водопользования).
Водный
кодекс РФ от 3.06.2006г. (в ред. от 24..04.2020г.) определяет порядок
предоставления водных объектов в пользование для забора воды, для
производства электроэнергии, строительства причалов и мостов, для
орошения сельскохозяйственных земель, для сброса сточных вод.
Водный кодекс действует на территории Российской Федерации и определяет
порядок управления в области использования водных ресурсов. А также
устанавливает административную и уголовную ответственность как
юридических, так и гражданских лиц за нарушение правил пользования
объектами водного хозяйства, и предусматривает возмещение вреда лицами,
причинившими вред водным объектам.
В водный фонд включаются все водные объекты, определенные ст. 5 Кодекса. В настоящее время понятие "водный фонд" имеет как публично-,
так и частноправовое содержание, поскольку в него включаются водные
объекты, которые могут находиться в разных формах собственности, в том
числе и в частной собственности (пруды и обводненные карьеры).
Водные
отношения складываются в связи с использованием, охраной и
восстановлением водных объектов, у водных отношений имеются свои
объекты, субъекты и содержание.
2. Право собственности на водные объекты
Право
собственности - фундаментальное понятие юридической науки и практики.
Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство
над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала
понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое
обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный
эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую
судьбы вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность
разделяется российской правовой теорией и отражается в российском
законодательстве.
Согласно ст. 209-211 ГК
РФ, собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим
имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но
уже в самом ГК РФ (ст. 209, 129)
устанавливаются своего рода "экологические приоритеты". Свободное
владение, пользование, распоряжение землей и другими природными
ресурсами ограничено требованием не наносить ущерба
окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той
мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных
ресурсах (ст. 129 ГК
РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра,
леса, вода, животный мир) института права собственности имеет свои
принципиальные особенности.
Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно водному законодательству,
характерной чертой права собственности на водные объекты является
неполное применение понятия "владение" к водным объектам, ибо
сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения
и водообмена.
Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в
запрете на отчуждение водных объектов (кроме прудов и обводненных
карьеров).
Водное законодательство устанавливает преимущественно федеральную собственность на водные объекты. По ВК РФ,
собственность субъектов РФ, муниципальных образований, физических и
юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры.
Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объектов,
законодатель явно предпочел привлекать частные инвестиции на основе
договорного пользования. В частную же собственность должны попасть
окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую
юридическую судьбу.
Лица,
не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право
пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном ВК РФ, а подземным водным объектом - в порядке, предусмотренном горным законодательством.
Согласно ВК РФ
устанавливаются некоторые основные признаки правового режима подземных
водных объектов. В частности, предусматриваются резервирование
источников питьевого водоснабжения на
базе защищенных от загрязнения и засорения подземных вод, мониторинг
подземных вод. Однако отношения по поводу подземных водных объектов
регулируются главным образом законодательством о недрах, которое само обновляется.
Однако следует заметить, что в действующем законодательстве о
недрах применяется словосочетание "подземные воды", а не "подземные
водные объекты". Это объясняется тем, что в действующем законодательстве
о недрах подземные воды рассматриваются скорее как извлекаемый ресурс, а
не как природное образование, нуждающееся в защите.
Согласно
п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности
РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п. 2
указанной статьи.
В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.
В
целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты
носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном
случае являются:
а)
существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные
объекты - таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением
права собственности на пруды и обводненные карьеры;
б)
не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности
нескольких субъектов права государственной собственности.
В
частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах
земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ,
муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то
такие водные объекты находятся, соответственно, в собственности субъекта
РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица,
если иное не установлено федеральными законами.
Правила
отнесения земельных участков, в границах которых расположен пруд или
обводненный карьер, к той или иной форме собственности установлены ст. 7
Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие
Водного кодекса РФ». В соответствии с указанной статьей земельные
участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер,
являются:
· федеральной
собственностью, если указанные водные объекты находятся на территориях
двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены
федеральными законами к федеральной собственности;
· собственностью
субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях
двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные
земельные участки отнесены федеральными законами к собственности
субъектов РФ;
· собственностью
муниципальных районов, если указанные земельные участки не находятся в
собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и если
указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений
или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных
районов вне границ поселений.
· собственностью
поселений, городских округов, если указанные земельные участки не
находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов,
граждан, юридических лиц.
Таким
образом, для выяснения вопроса об органе власти, который будет
принимать решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее –
орган власти, полномочный на предоставление водного объекта в
пользование), необходимо определить собственника этого водного объекта в
соответствии с вышеизложенным порядком. Право
собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд,
обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права
собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого
расположены такие водные объекты.
Пруд, обводненный карьер с соответствии с ч. 4 ст. 8 могут
отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным
законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без
отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.
Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует
раздела пруда, обводненного карьера.
Заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляют:
· Федеральное
агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении
находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых
утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2006 № 1578-р, а также
морей или их отдельных частей;
· Орган
исполнительной власти субъекта РФ – в отношении водных объектов,
находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории
субъектов РФ (за исключением указанных выше водохранилищ), а также
водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;
· Орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
Водопользование делится на общее, специальное и особое.
Общее водопользование – использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.
Специальное водопользование – использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств.
В особое
пользование предоставляются водные объекты для обеспечения нужд
обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а
также для иных государственных и муниципальных нужд.
Виды
водопользования (для лиц, не являющихся собственниками водных объектов;
в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и
экологического состояния водных объектов):
1. долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет);
2. краткосрочное пользование (до 3 лет);
3. ограниченное пользование (водный сервитут).
Право
пользования водным объектом может быть продлено по инициативе
водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или
другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или
прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и
водного законодательства не следует иное.
Условия возникновения права водопользования:
1. лицензия на водопользование;
2. договор пользования водным объектом;
3. при установлении особого режима пользования – решение Правительства РФ.
Причины прекращение права пользования водными объектами:
1. отказ водопользователя от пользования водными объектами; 2. истечение срока, на который предоставляются в пользование водные объекты; 3. смерть водопользователя-гражданина; 4. прекращение деятельности водопользователя – юридического лица; 5. прекращение особого режима пользования водными объектами; 6. естественное или искусственное исчезновение водных объектов; 7. переход прав пользования водными объектами; 8. неиспользование водных объектов в течение 3 лет; 9. неиспользование в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; 10. использование водных объектов не по целевому назначению; 11. возникновение необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; 12. несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии и договоре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий