Лекция . Правовое регулирование использования и охраны недр
Норма ч. 1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1"О недрах" (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N170 , определяет основу законодательства РФ о недрах, а также структуру системы нормативных правовых актов, составляющих данную отрасль законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ "О недрах" законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ. Данное положение не только воспроизводит один из таких элементов основ конституционного строя, закрепленного в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, как верховенство данной Конституции на всей территории России. Как представляется, в рассматриваемом положении ч. 1 ст. 1 Закона "О недрах" подчеркивается комплексный характер законодательства РФ о недрах - самостоятельной отрасли законодательства РФ, не являющейся подотраслью других законодательных отраслей.
Среди конституционных положений, на которых основывается законодательство РФ о недрах, следует назвать, прежде всего, следующие: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36); вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, разграничение государственной собственности, природопользование и законодательство о недрах находятся в совместном ведении России и ее субъектов (п. "в", "г", "д" и "к" ч. 1 ст. 72).
Именно на основании положения п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящего законодательство о недрах к предметам совместного ведения России и еесубъектов, основано определение в ч. 1 ст. 1 Закона двухуровневой структуры системы нормативных правовых актов, составляющих данную отрасль законодательства:
1) Закон "О недрах" и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
2) принимаемые в соответствии с Законом "О недрах" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Часть 2 ст.1 Закона "О недрах" устанавливает, что указанный Закон также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе России в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
В подпункте 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" прямо предусмотрено, что геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр производятся в соответствии с комментируемым Законом, Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней. В связи с этим не вполне понятна причина, по которой в ч. 2 ст. 1 Закона "О недрах" не указано на то, что комментируемый Закон также регулирует отношения недропользования в исключительной экономической зоне России.
В части 3 статьи 1 Закона установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить комментируемому Закону. Данная норма применительно к регулированию отношений недропользования воспроизводит положение ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения России и по предметам совместного ведения России и ее субъектов.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона "О недрах" в случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют комментируемый Закон и иные федеральные законы. Данная норма основана на другом положении ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающем, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон.
Как предусмотрено в ч. 5 ст. 1 Закона "О недрах", отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Данная норма в части указания на регулирование таких отношений актами федерального и региональных законодателей основывается на положении п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому в совместном ведении России и ее субъектов находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории России, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что и закреплено в его преамбуле. В норме п. 5 ст. 2 названного Закона, согласующейся с нормой ч. 5 статьи 1 Закона "О недрах", установлено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. Основными актами федерального законодателя, о которых идет речь, являются ЗК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Норма ч. 6 ст. 1 Закона "О недрах" предусматривает, что специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных данным Законом.
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", который согласно его преамбуле определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии;
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", который в соответствии с его преамбулой устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота);
Как указано в ч. 7 статьи 1 Закона "О недрах", отношения недропользования с участием иностранных юридических и физических лиц регулируются как комментируемым Законом, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Из таких актов, круг которых довольно широк и к которым относятся и вышеназванные акты, следует назвать, прежде всего:
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который согласно его ст. 1определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории России трудовой, предпринимательской и иной деятельности;
Недра как объект использования и охраны
Недра – это часть земной коры, которая расположена
ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и
дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Пользователи недр:
ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и
дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Пользователи недр:
1) субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества;
2) иностранные граждане;
3) юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами;4) объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр или с момента вступления в силу соглашения о разделе продукции при предоставлении права пользования недрами на таких условиях.
Пользователь недр вправе:
1) использовать участок недр для любой формы деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности;
3) использовать результаты своей деятельности;
4) использовать отходы своего горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленного горного отвода;
7) обращаться в соответствующие органы по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ;
2) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации;
3) представление геологической информации в фонды геологической информации;
4) безопасное ведение работ;
5) соблюдение утвержденных стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ;
6) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
7) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и др.
Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.
В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды:
- для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строении недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнозированию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных ископаемых;
- для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхождения, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса сточных вод и т. д.);
- для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);
- для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).
Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ - субъектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.
К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом).
Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).
Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование.
Они могут выступать в виде горного отвода - геометризированного блока недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).
В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключительное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.
Основания возникновения права пользования недрами во многом зависят от вида пользования недрами. Согласно ст. 6 Закона «О недрах», недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съёмку, инженерногеологическиеизыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.
Основания возникновения права пользования участками недр предусмотрены ст. 10.1 Закона «О недрах»:
1) решение Правительства РФ, принятое:
- по результатам конкурса или аукциона для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, по совмещённой лицензии, на участке недр федерального значения;
- при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;
- для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
- для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории России и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством РФ перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов;
- для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории России и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством РФ перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов;
2) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;
3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:
- в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения;
- при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом;
- для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
- для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления;
- для образования особо охраняемых геологических объектов;
4) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещённой лицензии, за исключением участков недр федерального значения;
5) решение органа исполнительной власти субъекта Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
6) принятое в соответствии с законодательством субъекта Федерации решение органа государственной власти субъекта Федерации:
- о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространённых полезных ископаемых, или участках недр местного значения;
- о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространённых полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
- о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространённых полезных ископаемых, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение общераспространённых полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено;
7) переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
8) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»;
9) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Предоставление участков недр в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется на основе конкурсов и аукционов, за исключением случаев, когда месторождение полезных ископаемых открыто самим недропользователем. Однако если месторождение относится к участкам недр федерального значения и открыто пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, то в отношении такого месторождения Правительством РФ может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства.
Все иные права пользования ресурсами недр, не связанные с их добычей (изучение недр, добыча подземных вод, использование в качестве подземных хранилищ, образования особо охраняемых геологических объектов и др.) предоставляются без проведения конкурсов и аукционов. Конкурсная (аукционная) основа предоставления права разведки и добычи ресурсов недр существенно уменьшает возможность монополизации недропользования отдельными пользователями недр. Основные требования к порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами устанавливаются ст. 13.1 Закона «О недрах».
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространённых полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на 1-й водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Одним из принципов добычи природных ресурсов является принцип срочности. В соответствии с ним недра передаются в пользование на сроки, установленные ст. 10 Закона «О недрах». На определённый срок участки недр предоставляются в пользование для:
1) геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа России;
2) добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
2) добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
3) добычи подземных вод - на срок до 25 лет;
4) добычи полезных ископаемых на праве краткосрочного пользования недрами - на срок до 1 года.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений по захоронению отходов, нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при отсутствии нарушений условий лицензии недропользователем.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при отсутствии нарушений условий лицензии недропользователем.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Порядок продления срока пользования участком недр на условиях раздела продукции определяется соглашением.
Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утверждёнными техническими проектами. При разработке месторождений и пользовании недрами, не связанном с добычей полезных ископаемых должны соблюдаться требовании по обеспечению безопасности недропользования, рационального использования и охраны недр. В случае нарушения указанных требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено.
Переход права пользования недрами от одного недропользователя к другому допускается только при реорганизации, ликвидации вследствие присоединения к другому юридическому лицу, банкротстве недропользователя, учреждения им другого юридического лица, а также при передаче права недропользования от дочернего общества к основному и обратно.
Исчерпывающий перечень оснований перехода права недропользования установлен ст. 17.1 Закона «О недрах»:
1) реорганизация юридического лица - пользователя недр путём его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;
2) реорганизация юридического лица - пользователя недр путём присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом;
3) прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;
3) прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;
4) реорганизация юридического лица - пользователя недр путём его разделения или выделения из него другого юридического лица, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
5) юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством России и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;
6) передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передаётся право пользования недрами, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, лицензии на пользование данным участком недр, и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии;
7) приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с российским законодательством, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. При этом условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Право пользования участком недр не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством. Лицензия на пользование участком недр не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
Запрещается переход права пользования участком недр федерального значения к лицу с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, которые:
Запрещается переход права пользования участком недр федерального значения к лицу с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, которые:
1) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал такого юридического лица;
2) имеют право на основании договора или по иному основанию определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности;
3) имеют право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 10% состава коллегиального исполнительного органа и (или) имеют безусловную возможность избирать более чем 10% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого юридического лица.
Ограничение права пользования участком недр может осуществляться в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населённых пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий, установленным Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
Так, на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые недра, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Недра, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются национальным паркам на правах, предусмотренных горным законодательством.
Основания прекращения права пользования недрами можно подразделить на безусловные и условные. Право недропользования, независимо от иных условий, прекращается в следующих случаях:
1) по истечении установленного в лицензии срока её действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определённого условия, зафиксированного в лицензии, с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных Законом «О недрах» при переходе права пользования недрами.
5) при прекращении концессионного соглашения, если для его исполнения предоставлялся участок недр.
Право пользования недрами может быть прекращено, а также приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
1) возникновения угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объёмах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчётности, предусмотренной горным законодательством;
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
При досрочном прекращении права пользования недрами недропользователь должен осуществить ликвидацию или консервацию горного предприятия за свой счёт. Государство несёт расходы на консервацию и ликвидацию предприятия, если пользование недрами прекращено при отсутствии вины недропользователя, а также при прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещённой лицензии, на основании решения Правительства РФ.
При досрочном прекращении права пользования недрами недропользователь должен осуществить ликвидацию или консервацию горного предприятия за свой счёт. Государство несёт расходы на консервацию и ликвидацию предприятия, если пользование недрами прекращено при отсутствии вины недропользователя, а также при прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещённой лицензии, на основании решения Правительства РФ.
Лицензия на недропользование в соответствии со ст. 11 Закона «О недрах» - это документ, удостоверяющий право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока, при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению договора.
Детально вопросы лицензирования отдельных видов недропользования урегулированы в подзаконных нормативных правовых актах государственных органов, осуществляющих контроль за рациональным использованием и охраной ресурсов недр. Положение о порядке лицензирования пользования недрами 1992 г. устанавливает перечень видов недропользования, не требующих получения лицензии. Это региональные геолого-геофизические работы; геологическая съёмка; научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и вулканической деятельности, ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иные работы; проводимые без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на такие работы выдает Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, а условия их проведения согласовываются исполнителями работ с органами местного самоуправления.
Получение лицензии не требуется также на пользование недрами для строительства и эксплуатации зданий и сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если их фундаменты или подземные части расположены на глубине до 5 метров, коммуникаций электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, транспортных тоннелей и сооружений метрополитена, трубопроводов, оросительных и судоходных каналов. Пользование недрами для этих целей осуществляется на основании регистрации проводимых работ и объектов в органах Ростехнадзора России.
В соответствии с видами недропользования лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов.
Получение лицензии не требуется также на пользование недрами для строительства и эксплуатации зданий и сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если их фундаменты или подземные части расположены на глубине до 5 метров, коммуникаций электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, транспортных тоннелей и сооружений метрополитена, трубопроводов, оросительных и судоходных каналов. Пользование недрами для этих целей осуществляется на основании регистрации проводимых работ и объектов в органах Ростехнадзора России.
В соответствии с видами недропользования лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов.
Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии. Такая лицензия может выдаваться на разработку всего месторождения полезного ископаемого или его отдельной части. Разработка одного месторождения разными пользователями недр должна проводиться по согласованной технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр.
Допускается предоставление лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на право добычи полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка месторождений одним предприятием.
Разрешается предоставление совмещённых лицензий, включающих несколько видов пользования недрами (поиски, разведка, добыча полезных ископаемых). В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Совмещённые лицензии могут предоставляться на условиях предпринимательского риска. Заключаемые в этом случае формы договорных отношений закрепляются в лицензии.
Лицензия на право добычи полезных ископаемых, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с их добычей, выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу, за исключением случаев предоставления лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых. При этом пользователи недр могут начинать добычу до государственной экспертизы геологической информации.
В соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами», лицензии за отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, выдаются Ростехнадзором. Этой же службой определяется порядок выдачи и оформления лицензий.
Лицензия, оформляющая право пользования участком недр, расположенным на территории России либо в пределах её внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, должна содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырьё;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать данные и условия, предусмотренные указанным соглашением. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Их изменение допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами, а по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Федерации, - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространённых полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) устанавливается органами государственной власти субъектов Федерации.
Предоставление недропользователю горного отвода является следующим, после получения лицензии, этапом регулирования отношений по использованию недр. Предоставление горных отводов осуществляется в соответствии с «Инструкцией о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений».
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространённых полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) устанавливается органами государственной власти субъектов Федерации.
Предоставление недропользователю горного отвода является следующим, после получения лицензии, этапом регулирования отношений по использованию недр. Предоставление горных отводов осуществляется в соответствии с «Инструкцией о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений».
При предоставлении недропользователю лицензии на право пользования участком недр устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с органами Ростехнадзора России. Уточнённые границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения проекта разработки месторождения полезных ископаемых, прошедшего согласование, экспертизу и утверждение. Горноотводный акт, удостоверяющий уточнённые границы горного отвода, выдается органами Ростехнадзора России на основании проекта, предоставленного недропользователем. Решение органа Ростехнадзора по установлению уточнённых границ горного отвода может быть обжаловано в Ростехнадзор России или в суд.
Проекты горных отводов вправе составлять только организации, имеющие лицензию на составление проектной документации разработки месторождений полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие уточнённые границы горного отвода, определяют его пространственное положение в плане и включаются в пакет лицензионных документов, являясь их неотъемлемой частью. Разработка месторождений полезных ископаемых, осуществляемая без документов, определяющих границы горного отвода или за его пределами, не допускается.
Предоставление горных отводов при выдаче лицензий на пользование недрами для добычи иных, кроме нефти и газа, полезных ископаемых на территории Российской Федерации, в пределах её континентального шельфа и исключительной экономической зоны осуществляется в соответствии с «Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки полезных ископаемых».
Отдельно устанавливается порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории России и в пределах её континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Система законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны атмосферного воздуха приведена в ст. 2 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2019г.) "Об охране атмосферного воздуха".
Важное практическое значение имеет указание на то, что законодательство об охране атмосферного воздуха основывается на соответствующих положениях Конституции РФ. При организации и проведении работ по охране атмосферного воздуха соответствующие субъекты, прежде всего Министерство природных ресурсов РФ как специально уполномоченный орган в данной сфере и его территориальные органы, а также юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность, связанную с вредным воздействием на состояние атмосферного воздуха, должны исходить из положения Конституции России о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). Они должны руководствоваться также положением п. 2 ст. 15,который предписывает: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти положения Конституции являются важнейшими элементами основ конституционного строя. Невыполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха, проявляемое в противоправных действиях, решениях или в бездействии, означает нарушение Конституции и посягательство на основы конституционного строя России.
Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха осуществляется по правилам ст. 72,73,76. Хотя законодательство об охране атмосферного воздуха прямо не отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, но оно фактически развивается в рамках предмета совместного ведения. Этот вывод вытекает из п. 1 ст. 2 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", определившей структуру федерального законодательства об охране атмосферного воздуха: "Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
Соответственно, субъекты Российской Федерации, принимая свои законы и иные нормативные правовые акты в данной сфере, должны обеспечивать соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам в области охраны атмосферного воздуха (п. 5 ст. 76 Конституции РФ). В случае противоречия действует федеральный закон.
В пункте 2 ст.2 ФЗ установлено, что законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха. Необходимость введения дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха на уровне субъектов Российской Федерации обусловлена их потребностями учета экологических, природно - климатических, экономических, социальных, исторических, культурных и иных особенностей того или иного субъекта. Установление дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха субъектами Федерации служит фактором, призванным повысить эффективность охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 2 ФЗ уточняется, что имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством. В то время как требования по охране атмосферного воздуха, установленные данным Законом, носят преимущественно императивный, административно-правовой характер, имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются согласно гражданскому законодательству на основе соответствующих договоров.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет биологические, производственные, транспортные и иные функции. Атмосферный воздух более чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан с жизненными интересами людей, его качество непосредственно влияет на здоровье человека, продолжительность жизни, а также на качественное состояние других элементов окружающей среды, особенно животного и растительного мира. Известно, что без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут.
Особенно страдают люди от загрязнения воздуха различными токсичными веществами и от шумовых воздействий. Загрязненный воздух отрицательно влияет на капитальные сооружения, конструкции и металлоизделия, приводит к снижению качества продукции, вредно воздействует на погоду и климат. Между тем загрязнение воздушной среды в нашей стране различными газообразными и пылеобразными веществами достигло угрожающих, крайне опасных размеров. Происходит также уменьшение удельного веса кислорода в воздухе вследствие его бесконтрольного сжигания, что чревато серьезными последствиями.
В связи с этим охрана атмосферного воздуха – одна из актуальных задач современности, решение которой не терпит отлагательства. Речь идет об охране природной среды от отрицательных последствий производственной, бытовой, военной, космической, научной и иной деятельности людей. Это может быть осуществлено правовыми, экономическим, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими средствами. Наибольшую роль в этом играет правовая охрана атмосферного воздуха, выражающаяся, во-первых, в установлении государством и его специально уполномоченными органами строго обязательных для всех физических и юридических лиц норм и правил, т.е., принятие и издание соответствующих нормативных актов различной юридической силы, направленных на охрану атмосферного воздуха; во-вторых, в осуществлении постоянного активного государственного контроля (надзора) за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическим лицами, независимо от форм собственности, подчиненности и подведомственности, этих норм и правил; в-третьих, в применении компетентными государственными органами соответствующих санкций как к физическим, так и к юридическим лицам, не соблюдающим экологические нормы и правила, т.е. нарушающим законодательство об охране атмосферного воздуха.
Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных – почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются охота и рыболовство.
Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.
Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как закона «О животном мире», так и некоторых специальных нормативно-правовых актов. Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.
Рыболовство – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.
Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.
Все водоемы, которые используются или могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяются Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.
Любительский лов и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.
Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
Так как, возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл. III Закона «О животном мире». Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, что бы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в названном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.
Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.
При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая деятельность, несовместимая с целями заповедования.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются.
Статья 3 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от г.) "О животном мире" определяет систему законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения по поводу животного мира с учетом конституционных положений и федеральных законов об охране окружающей среды как основы.
Статья 3 определяет, во-первых, роль и значение Конституции РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды", других федеральных законов в области охраны окружающей среды для законодательства РФ о животном мире и, во-вторых, структуру законодательства Российской Федерации о животном мире.
Конституция РФ образует, создает основу для законодательства Российской Федерации о животном мире. Закон "О животном мире" говорит о "положениях Конституции" как основы данного законодательства. Такими положениями являются как экологические положения Конституции РФ, так и положения общего характера, определяющие закономерности развития законодательства об экологической экспертизе.
Важнейшие специальные положения Конституции РФ, которые должны учитываться при правовом регулировании общественных отношений по поводу животного мира и осуществлении правовых норм в данной сфере, содержатся в статье 9: "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (ч. 1). Важное значение имеет положение ст. 36, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2).
При правовом регулировании общественных отношений по поводу животного мира и осуществлении правовых норм в данной сфере учитывается статья 58: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовое регулирование общественных отношений по поводу животного мира и осуществление правовых норм в данной сфере основано на учете положений статьи 71: в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и др.
Важнейшее значение для сферы действия комментируемого Закона имеет статья 72: в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
б) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
в) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Кроме того, важно иметь в виду, что положения о животном мире могут содержаться в земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве о недрах, об охране окружающей среды. Само законодательство о животном мире в каких-то отношениях является составной частью законодательства об охране окружающей среды.
Помимо Конституции РФ законодательство о животном мире основывается на положениях Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со статьей 4 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в частности, "животные и другие организмы и их генетический фонд".
В соответствии со статьей 55 органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
К важнейшим федеральным законам об охране окружающей среды относятся также Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно статье 3 ФЗ "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Таким образом, определена структура законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.
К основным федеральным законам в данной сфере, принятым в соответствии с Федеральным законом "О животном мире", относятся: Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и многие другие.
Право пользования животным миром в объективном смысле - система правовых норм международного права, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования объектов животного мира. Право пользования животным миром в субъективном смысле - совокупность субъективных прав лиц, осуществляющих пользование объектами животного мира. Следует различать понятия «пользование животным миром» и «использование объектов животного мира».
Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Нормативная урегулированность отношений пользования животным миром отличает её от использования объектов животного мира, которое может осуществляться гражданами и юридическими лицами свободно, без специального разрешения и без взимания платы.
Использование объектов животного мира - более широкое по сравнению с пользованием понятие, включающее в себя изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Согласно ст. 1 Федерального закона «О животном мире» объект животного мира - это организм животного происхождения (дикое животное) или их популяции.
Фаунистическое право призвано регулировать отношения, связанные прежде всего с теми животными, которые находятся в состоянии естественной свободы в среде их обитания, и в этом позиция законодателя представляется вполне оправданной. Правовой режим животных, не находящихся в состоянии естественной свободы, должен быть совсем иным. Невозможно равным образом регулировать отношения, связанные, например, с охотой на волков, и отношения, возникающие в связи с уходом за домашней собакой. В последнем случае такого рода отношения должны быть опосредованы нормами только гражданского права.
Субъекты фаунистического права - лица, использующие объекты животного мира. Ими являются собственники объектов животного мира - Российская Федерация и субъекты Федерации, уполномоченные ими органы, муниципальные образования, пользователи объектов животного мира и лица, использующие объекты животного мира. В качестве пользователей животного мира могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства. Юридические лица, использующие объекты животного мира, могут выступать в двух качествах: как пользователи, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, и как субъекты, которые сами выдают физическим лицам именные разовые лицензии на право пользования объектами животного мира в пределах установленных им лимитов.
Российские физические и юридические лица имеют приоритет в использовании объектов животного мира перед иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства. Среди российских физических и юридических лиц приоритет, в свою очередь, отдаётся: 1) субъектам, ранее осуществлявшим отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории; 2) собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами; 3) коренным малочисленным народам и этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, гражданам, принадлежащим к этим группам населения, и их объединениям, - на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Если первая и вторая группы пользователей имеют преимущество в получении права пользования объектами животного мира перед иностранными и иными российскими пользователями, то коренные малочисленные народы имеют приоритетное право пользования объектами животного мира перед всеми другими пользователями.
Российские физические и юридические лица имеют приоритет в использовании объектов животного мира перед иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства. Среди российских физических и юридических лиц приоритет, в свою очередь, отдаётся: 1) субъектам, ранее осуществлявшим отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории; 2) собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами; 3) коренным малочисленным народам и этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, гражданам, принадлежащим к этим группам населения, и их объединениям, - на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Если первая и вторая группы пользователей имеют преимущество в получении права пользования объектами животного мира перед иностранными и иными российскими пользователями, то коренные малочисленные народы имеют приоритетное право пользования объектами животного мира перед всеми другими пользователями.
В соответствии со ст. 49 ФЗ «О животном мире» право на приоритетное пользование животным миром коренными малочисленными народами включает в себя: 1) предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям; 2) льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; 3) исключительное право на добывание определённых объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности; 4) иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Переуступка права на приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не принадлежащим к коренным малочисленным народам и этническим общностям, не допускается.
Право краткосрочного пользования объектами животного мира предоставляется только гражданам по именной разовой лицензии.
Пользование объектами животного мира может осуществляться субъектами фаунистического права с изъятием или без изъятия их из среды обитания. Физические и юридические лица согласно ст. 34 Федерального закона «О животном мире» вправе осуществлять следующие виды пользования объектами животного мира:
1) охоту и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; 2) добычу объектов животного мира, не отнесённых к объектам охоты и рыболовства;
3) извлечение и иное использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
4) использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
5) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
1) охоту и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; 2) добычу объектов животного мира, не отнесённых к объектам охоты и рыболовства;
3) извлечение и иное использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
4) использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
5) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Изъятие объектов животного мира из среды их обитания может осуществляться на основании лицензии либо без лицензии. Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Министерство сельского хозяйства РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие правила использования и охраны объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты; порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты.
В праве пользования объектами животного мира можно выделить право общего и право специального пользования объектами животного мира. Критерием разграничения этих видов будет служить основание возникновения права пользования животного мира.
Право общего пользования объектами животного мира не требует от пользователя получения лицензии, заключения договора либо иных юридических фактов, с которыми фаунистическое право связывает возникновение прав и обязанностей пользователя животного мира. Такое пользование совпадает по своему содержанию с использованием объектов животного мира. Право общего пользования объектами животного мира не является неограниченным, сфера его действия во многом определяется правом специального пользования объектами животного мира и устанавливается методом исключения.
Право специального пользования объектами животного мира обусловлено необходимостью регулирования объёмов (лимитов), порядка и условий их добычи, осуществляемого компетентными государственными органами. В основе возникновения права специального пользования объектами животного мира могут лежать: а) административный акт - лицензия (решение, разрешение), либо 2) сложный юридический факт - лицензия и заключаемый на её основе договор о пользовании объектами животного мира.
Долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира, выдаваемая юридическим лицам. Порядок выдачи долгосрочных лицензий установлен ст. 37 Федерального закона «О животном мире» и Министерством сельского хозяйства РФ.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, который на основании заключения специально уполномоченного государственного органа субъекта Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Решение согласовывается с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов. Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешённых к применению, утверждаются Правительством РФ.
Принцип, требующий осуществления пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, как указывает С.А. Боголюбов, в соответствии с общими принципами гуманности относительно новый для российского фаунистического законодательства. Эти требования соответствуют нормам международных актов.
Ограничение, приостановление или запрет права пользования объектами животного миром допускаются в целях их сохранения и воспроизводства на определённых территориях и акваториях либо на определённые сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путём изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
Прекращение права пользования объектами животного мира возможно в случаях: 1) отказа от пользования; 2) истечения установленного срока пользования; 3) нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром; 4) возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; 5) использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; 6) ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром.
Право пользования животным миром прекращается путём аннулирования лицензий, которое может быть обжаловано в суд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий