воскресенье, 26 мая 2024 г.

Лекция № 15 по ОЭП. Правовое регулирование использования и охраны водных ресурсов

  Лекция № 15. Правовое регулирование использования и охраны водных ресурсов

 

1.     Воды как природный объект, природный ресурс, объект правоотношений. Водный фонд РФ.

2.     Право собственности на водные объекты.

3.     Право водопользования и его виды. Основания возникновения и прекращения права водопользования.

 

 

 

1. Воды как природный объект, природный ресурс, объект правоотношений.  Водный фонд РФ.

Воды – возобновляемый, но ограниченный природный ресурс, являющийся компонентом окружающей среды и основой жизни и деятельности народов всего мира. В настоящее время наблюдается дефицит пригодных для человека водных ресурсов во многих странах мира и в некоторых регионах РФ.

Водный Кодекс РФ как основной источник водного законодательства (ст.1) содержит следующие основные понятия:

1) акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;

2) водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;

3) водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

4) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

5) водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;

6) водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;

7) водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

8) водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения;

9) водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;

10) водохозяйственный участок - часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования).

Водный кодекс РФ от 3.06.2006г. (в ред. от 13.07.2015г.) определяет порядок предоставления водных объектов в пользование для забора воды, для производства электроэнергии, строительства причалов и мостов, для орошения сельскохозяйственных земель, для сброса сточных вод.

Водный кодекс действует на территории Российской Федерации и  определяет порядок управления в области использования водных ресурсов. А также устанавливает административную и уголовную ответственность как юридических, так и гражданских лиц за нарушение правил пользования объектами водного хозяйства, и предусматривает возмещение вреда лицами, причинившими вред водным объектам.

В водный фонд включаются все водные объекты, определенные ст. 5 Кодекса. В настоящее время понятие "водный фонд" имеет как публично-, так и частноправовое содержание, поскольку в него включаются водные объекты, которые могут находиться в разных формах собственности, в том числе и в частной собственности (пруды и обводненные карьеры).

Водные отношения складываются в связи с использованием, охраной и восстановлением водных объектов, у водных отношений имеются свои объекты, субъекты и содержание.

 

2. Право собственности на водные объекты

 

Право собственности - фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбы вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.

Согласно ст. 209-211 ГК РФ, собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но уже в самом ГК РФ (ст. 209129) устанавливаются своего рода "экологические приоритеты". Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерба окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животный мир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.

Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно водному законодательству, характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия "владение" к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на отчуждение водных объектов (кроме прудов и обводненных карьеров).

Водное законодательство устанавливает преимущественно федеральную собственность на водные объекты. По ВК РФ, собственность субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры. Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объектов, законодатель явно предпочел привлекать частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую юридическую судьбу.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном ВК РФ, а подземным водным объектом - в порядке, предусмотренном горным законодательством.

Согласно ВК РФ устанавливаются некоторые основные признаки правового режима подземных водных объектов. В частности, предусматриваются резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных вод, мониторинг подземных вод. Однако отношения по поводу подземных водных объектов регулируются главным образом законодательством о недрах, которое само обновляется.

Однако следует заметить, что в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание "подземные воды", а не "подземные водные объекты". Это объясняется тем, что в действующем законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются скорее как извлекаемый ресурс, а не как природное образование, нуждающееся в защите.

Согласно п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п. 2 указанной статьи.

В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.

В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются:

а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты - таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры;

б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.

В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правила отнесения земельных участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, к той или иной форме собственности установлены ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ». В соответствии с указанной статьей земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, являются:

·               федеральной собственностью, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;

·               собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;

·               собственностью муниципальных районов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

·               собственностью поселений, городских округов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц.

Таким образом, для выяснения вопроса об органе власти, который будет принимать решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее – орган власти, полномочный на предоставление водного объекта в пользование), необходимо определить собственника этого водного объекта в соответствии с вышеизложенным порядком. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер с соответствии с ч. 4 ст. 8 могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует раздела пруда, обводненного карьера.

Заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляют:

·               Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2006 № 1578-р, а также морей или их отдельных частей;

·               Орган исполнительной власти субъекта РФ – в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ (за исключением указанных выше водохранилищ), а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;

·               Орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

 

3. Право водопользования и его виды. Основания возникновения и прекращения права водопользования

  Водопользование делится на общее, специальное и особое.

Общее водопользование – использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

Специальное водопользование – использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств.

В особое пользование предоставляются водные объекты для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Виды водопользования (для лиц, не являющихся собственниками водных объектов; в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов):

1.     долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет);

2.     краткосрочное пользование (до 3 лет);

3.     ограниченное пользование (водный сервитут).

Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное.

         Условия возникновения права водопользования:

1.     лицензия на водопользование;

2.     договор пользования водным объектом;

3.     при установлении особого режима пользования – решение Правительства РФ.

        Причины прекращение права пользования водными объектами:

1.     отказ водопользователя от пользования водными объектами; 2.     истечение срока, на который предоставляются в пользование водные объекты; 3.     смерть водопользователя-гражданина; 4.     прекращение деятельности водопользователя – юридического лица; 5.     прекращение особого режима пользования водными объектами; 6.     естественное или искусственное исчезновение водных объектов; 7.     переход прав пользования водными объектами; 8.     неиспользование водных объектов в течение 3 лет; 9.     неиспользование в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; 10.                       использование водных объектов не по целевому назначению; 11.                       возникновение необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; 12.                       несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии и договоре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий