воскресенье, 7 апреля 2024 г.

Лекция по ОЭП Тема Экономическое регулирование в области ООС

 1. Общая характеристика экономического регулирования в области ООС

2.Плата за негативное воздействие на ОС

3.Понятие экологического предпринимательства и меры по его государственной поддержке

4. Понятие и виды экологических договоров.

Вопрос 1. 

Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении. 

Природоохранительные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии.

Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды – это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды.

На третьей результативной стадии движения механизма анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения – в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных экологических возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде. Теоретически допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом варианте страдает экология, при экологическом экономика и экономическое благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет экологических интересов граждан в здоровой окружающей среде и обеспечение их необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический интерес предприятия становится составной частью органической частью экономического интереса этого обьекта.

В состав экономического механизма охраны окружающей природной среды Закон включает две категории факторов - позитивные и негативные. У них общая цель - обеспечить высокий экономический интерес природопользователя к экологии. Но достигается эта цель разными способами. Одни из них имеют дело с позитивными факторами воздействия (финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов). Они создают прямые экономические стимулы в охране окружающей природной среды. Негативные факторы, наоборот, влияют на экономический интерес через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога за экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Определяя сущность экономического механизма, следует заметить, что его понятие можно найти только у М.М. Бринчука. Другие же авторы (С.А. Боголюбов, Б.В. Ерофеев) ограничиваются перечислением правовых институтов, его составляющих.

Под экономическим механизмом природоохраны понимаем, по мнению М.М. Бринчука, совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Таким образом, в отличие от правового механизма экономический механизм реализует нормы экологического права посредством материальной заинтересованности природопользователя в их соблюдении. Для этого Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает ряд правовых институтов, таких как:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей природной среды;

г) предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии.

Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусмотрено ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий, экологическое страхование. Однако, считает М.М. Бринчук, здесь есть основания усомниться в обоснованности включения в экономический механизм названных инструментов административного управления в рассматриваемой сфере. Весьма дискуссионным можно признать, по мнению автора, также включение в экономический механизм охраны окружающей среды планирования природоохранных мероприятий. С одной стороны, планирование выступает в качестве функции управления охраной окружающей среды. И соответственно правовые основы планирования нужно рассматривать применительно к управлению. Но с другой стороны, планирование является, по сути, экономической мерой охраны природной среды, поэтому мы его все-таки рассматриваем в разделе об экономическом механизме.

В качестве пятого элемента экономического механизма Бринчук указывает возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. В данном случае автор полагает недопустимым относить возмещение вреда к элементам экономического механизма природоохранной деятельности, так как данный правовой институт действует в рамках имущественной ответственности.

С вышеуказанным положением трудно не согласиться, но здесь следует обратить внимание на тот факт, что так называемые «элементы» экологического механизма согласно ст. 15 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» являются его задачами, а правовые институты, данный механизм составляющие, призваны их решать. Именно поэтому, на наш взгляд, раздел III Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» не содержит конкретных норм по возмещению вреда, но достигает решения данной задачи опосредованно - через институты экономических фондов, экологического страхования и платности природопользования.

Роль экономического механизма определяется выполненными им функциями в данной сфере. Прежде всего он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм. Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она создает условия экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование и загрязнение природных объектов; б) налоговые и кредитные льготы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

Вопрос 2. 

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2023 г. № 881 “Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации”

1. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за негативное воздействие), осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения (далее - контроль за исчислением платы), а также исчисления квартальных авансовых платежей.

2. Плата за негативное воздействие исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 511 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со статьей 235 Закона Российской Федерации "О недрах", а также размещение побочных продуктов животноводства, признанных отходами в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Особенности исчисления и взимания платы за негативное воздействие при осуществлении выбросов загрязняющих веществ (далее - плата за выбросы загрязняющих веществ), образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, определяются в соответствии с Положением об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" (далее - постановление N 1148).

4. Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор платы).

5. Плату за негативное воздействие обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, при этом:

при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы;

при размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению;

при размещении побочных продуктов животноводства, признанных отходами в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", лицами, обязанными вносить плату, являются собственники побочных продуктов животноводства, признанных отходами;

при размещении побочных продуктов производства, признанных отходами в случаях, установленных пунктом 8 статьи 511 Федерального закона "Об охране окружающей среды", лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались такие побочные продукты производства;

при размещении вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами в соответствии со статьей 235 Закона Российской Федерации "О недрах", лицами, обязанными вносить плату, являются пользователи недр, лица, право пользования недрами которых было досрочно прекращено в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах", при осуществлении пользования недрами которыми образованы такие вскрышные и вмещающие горные породы.

В случае если вскрышные и вмещающие горные породы использованы пользователем недр в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 235 Закона Российской Федерации "О недрах", плату за негативное воздействие при размещении таких вскрышных и вмещающих горных пород в случае их признания отходами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязан вносить иной пользователь недр, которому такие вскрышные и вмещающие горные породы переданы в целях использования таким пользователем передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель в объеме, определенном для выполнения соответствующих работ техническими проектами, иной предусмотренной Законом Российской Федерации "О недрах" проектной документацией на выполнение таких работ и (или) проектом рекультивации земель.

В случае если вскрышные и вмещающие горные породы использованы пользователем недр в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 235 Закона Российской Федерации "О недрах", плату за негативное воздействие при размещении таких вскрышных и вмещающих горных пород в случае их признания отходами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязано вносить иное лицо, которому такие вскрышные и вмещающие горные породы переданы в целях использования таким лицом передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами.

6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за негативное воздействие при размещении отходов (далее - плата за размещение отходов) не взимается.

7. Плата за размещение отходов недропользования, являющихся вскрышными и вмещающими горными породами, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не взимается, за исключением случаев, если такие вскрышные и вмещающие горные породы признаны отходами производства и потребления в соответствии со статьей 235 Закона Российской Федерации "О недрах".

8. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется администратором платы при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

9. Плата за негативное воздействие исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие, определенной по итогам отчетного периода (далее - платежная база), по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы за негативное воздействие, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 163 Федерального закона "Об охране окружающей среды" на отчетный период и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник), и (или) объекту размещения отходов, объекту, на котором осуществлялось размещение и (или) складирование побочных продуктов производства, в случаях, установленных пунктом 8 статьи 511 Федерального закона "Об охране окружающей среды", по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Величина платежной базы для расчета размера квартальных авансовых платежей определяется лицом, обязанным вносить плату, в соответствии с пунктами 54 - 57 настоящих Правил.

10. Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов, а также:

а) объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

б) объем или масса побочных продуктов производства, признанных отходами в отчетном периоде в случаях, установленных пунктом 8 статьи 511 Федерального закона "Об охране окружающей среды";

в) объем вскрышных или вмещающих горных пород, не использованных в целях, предусмотренных статьей 235 Закона Российской Федерации "О недрах".

11. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:

а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р, для которого установлены ставки платы;

б) в отношении каждого класса опасности отходов.

12. При определении платежной базы учитываются:

а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов;

б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов;

в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, временно разрешенные выбросы и временно разрешенные сбросы (включая аварийные);

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

13. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие (далее - декларация о плате), порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, получившие комплексное экологическое разрешение, используют при исчислении платы за негативное воздействие:

а) в пределах установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на размещение отходов - формулы, указанные в пунктах 27 - 29 настоящих Правил;

б) при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов - формулу, указанную в пункте 31 настоящих Правил;

в) при превышении установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов (включая аварийные), лимитов на размещение отходов - формулы, указанные в пунктах 30, 32 и 33 настоящих Правил.

15. При исчислении платы за негативное воздействие лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представившие декларацию о воздействии на окружающую среду, при исчислении платы за негативное воздействие используют:

в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, - формулу, указанную в пункте 27 настоящих Правил;

в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, осуществленных в пределах установленных временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающих нормативы допустимых выбросов или нормативы допустимых сбросов, - формулу, указанную в пункте 31 настоящих Правил;

в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, - формулу, указанную в пункте 33 настоящих Правил.

При непредставлении (несвоевременном представлении) декларации о воздействии на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, для расчета платы за негативное воздействие используют формулу, указанную в пункте 34 настоящих Правил.

16. При исчислении платы за негативное воздействие лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Плата за негативное воздействие исчисляется лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представившими отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, исходя из данных, содержащихся в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

При исчислении платы за негативное воздействие лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представившие отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, используют:

в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), - формулу, указанную в пункте 27 настоящих Правил;

в отношении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), - формулу, указанную в пункте 33 настоящих Правил.

При непредставлении (несвоевременном представлении) отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, для расчета платы за негативное воздействие используют формулу, указанную в пункте 34 настоящих Правил.

17. При исчислении платы за негативное воздействие в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, относящихся к высокотоксичным веществам, веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (веществам I, II классов опасности), лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, используют:

а) в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не превышающих рассчитанные нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, - формулу, указанную в пункте 27 настоящих Правил;

б) в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществленных в пределах установленных временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающих рассчитанные нормативы допустимых выбросов или нормативы допустимых сбросов, - формулу, указанную в пункте 31 настоящих Правил;

в) в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществленных с превышением установленных временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов (с превышением рассчитанных нормативов допустимых выбросов или нормативов допустимых сбросов в случае отсутствия временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов), - формулу, указанную в пункте 33 настоящих Правил.

18. Лица, обязанные вносить плату, для расчета платы за размещение отходов производства используют формулу, указанную в пункте 32 настоящих Правил, а в отношении расчета платы за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 30 настоящих Правил, в случае:

осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах I категории в отсутствие комплексного экологического разрешения;

непредставления (несвоевременного представления) декларации о воздействии на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах II категории;

непредставления (несвоевременного представления) отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах III категории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий