Лекция
№9 Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
1.
Законодательство об особо охраняемых природных
территориях.
2.
Правовой режим государственных природных заповедников.
3.
Правовой режим
государственных природных заказников.
4.
Правовой режим
национальных и природных парков.
5.
Правовой режим особо охраняемых природных
объектов.
Вопрос 1. Согласно Основам
государственной политики в области экологического развития Российской Федерации
на период до 2030 года одной из основных задач государственной экологической
политики является сохранение природной
среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и
растительного мира.
Решение этой
задачи невозможно без совершенствования и развития системы особо охраняемых
природных территорий, устранения несовершенства правового регулирования в этой
сфере, восприятия международного и зарубежного опыта, в том числе гармонизации
законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
с нормами международного экологического права.
Сохранение
биологического и ландшафтного разнообразия как одно из направлений российской
государственной экологической политики должно быть реализовано прежде всего
через формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых
природных территорий разных уровней и категорий.
В России
создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной
деятельности. ООПТ призваны сохранить как
отдельные природные объекты, так и целые экологические системы в естественном,
слабонарушенном состоянии, ограничить вредные на них воздействия либо,
проводить устойчивое их использование для удовлетворения экологических,
социальных и экономических потребностей общества и государства.
Такие
территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования,
имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного
разнообразия как основы биосферы. Они позволяют поддерживать экологический
баланс территорий, способствуют восстановлению экосистем. При этом наиболее значимые для этих целей
природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены
именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий,
основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные
парки. В свою очередь весьма значимую роль играют заказники и памятники природы.
Особо
охраняемые природные территории, с одной стороны, обеспечивают устойчивое
функционирование естественных экологических систем, выполняют средоформирующие
и средозащитные функции, с другой — создают условия для нормальной
жизнедеятельности человека, обеспечивают комфортную среду обитания и отдых в
природном окружении.
Опыт
природоохранной деятельности отчётливо выявил сильные и слабые стороны
сложившейся системы особо охраняемых
территорий и продемонстрировал
необходимость решения многих существенных проблем, препятствующих их
стабильному и эффективному функционированию
в принципиально новых политических и социально - экономических условиях,
определяющих уклад современной России. Основные векторы развития системы особо охраняемых территорий направлены на
совершенствование их природоохранной, научно - исследовательской,
эколого-просветительской и иной деятельности.
Законодательство
об особо охраняемых природных территориях
является комплексным, так как
включает в себя правовые акты, принадлежащие различным отраслям права:
гражданскому, земельному, конституционному, административному, экологическому.
Цель такого широкого спектра нормативных документов едина: особая охрана
уникальных территорий.
В настоящее
время в Российской Федерации существует достаточно развитая законодательная
база, регламентирующая деятельность особо охраняемых природных территорий.
Основным источником всей системы права в нашей
стране является Основной Закон современного российского государства —
Конституция Российской Федерации, закрепляющая наряду с правами и обязанности
каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
богатствам.
Особым источником права являются международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия. Придание специально международному договору границахособой роли республика вызвано потребностью между поддержания и обеспечения природные мирового правопорядка памятники в сфере взаимодействия другие общества и природы.
Вопросы
правового режима ООПТ регулируются преимущественно Федеральным
законом от 14.03.1995г. № 33- ФЗ «Об
особо охраняемых природных территориях» Российской Федерации. Закон
регулирует отношения в области
организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в
целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов,
достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного
мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и
контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Кроме вышеназванного закона, правовая регламентация использования и охраны ООПТ также
осуществляется иными нормативными
правовыми актами. Так, отношения, возникающие при пользовании землями,
водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных
территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации. Например, правовой режим
земель особо охраняемых территорий устанавливается Земельным Кодексом РФ, ФЗ
«Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. и ФЗ «О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.Лесным
Кодексом РФ определяется порядок пользования лесными ресурсами на территориях,
признанных особо ценными для РФ.
Кроме того, содержание
права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в
том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается
в порядке, предусмотренном Гражданским
кодексом Российской Федерации.
К
подзаконным актам в данной сфере можно отнести
Постановления и
Распоряжения Правительства РФ, регулирующие следующие вопросы: осуществление государственного
надзора в области охраны и использования ООПТ федерального значения,
создание охраны и использования
законодательства отдельных категорий ООПТ.
Как известно, особо охраняемые природные
территории отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов РФ (п. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Так, в
Республике Дагестан принят и действует Закон от 27.02.1992 г. «Об особо охраняемых
природных территориях», а также Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 №45 «О
земле».
Категории и виды особо охраняемых
природных территорий
Закон об особо охраняемых природных территориях различает
несколько их категорий с учетом особенностей правового режима данных природных
территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреждений (ст. 2):
- государственные природные заповедники;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты (исключен из
числа ООПТ).
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ
и местного самоуправления могут устанавливать и другие категории особо
охраняемых природных территорий - территории, на которых находятся зеленые
зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства,
охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, природные ландшафты,
биологические станции, микрозаповедники и др.
ВОПРОС 2. Территории природных
заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6
вышеназванного Закона). На территории заповедника запрещается любая
деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о
заповеднике. На территории государственных природных заповедников запрещается
также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
В принципе запрещено
нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на
территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками
данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов,
в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии
разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
На территории
заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: .
• сохранение в
естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение
изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
• поддержание
условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
• предотвращение
условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и
населенным пунктам;
• осуществление
экологического мониторинга;
• выполнение
научно-исследовательских задач;
• ведение
эколого-просветительской работы;
• осуществление
контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона об особо охраняемых природных
территориях).
Заповедование есть
способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках
могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека
в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из
необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
Однако на специально
выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих
особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался
государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на
облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности
граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться
лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном
заповеднике.
Особую разновидность
государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые
входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих
глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований,
экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов
рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и
не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных
биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных
полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и
функционирования.
3. Правовой режим
национальных и природных парков
Национальные парки в
России, в отличие от США, — относительно новый вид особо охраняемых природных
территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 20 лет. Первые
национальные природные парки в России — «Лосиный остров» (Москва, Московская
область) и «Сочинский» (Краснодарский край) — были созданы лишь в 1983 г. В
США национальные парки начали создаваться в XIX в.
С учетом специфики
данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются
при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный
режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных
особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены
следующие функциональные зоны:
• заповедная, в
пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное
использование территории;
• особо охраняемая,
в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов
и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
• познавательного
туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и
ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
• рекреационная,
предназначенная для отдыха;
• охраны
историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их
сохранения;
• обслуживания
посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и
иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного
обслуживания посетителей;
• хозяйственного
назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность,
необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
На территории
национального парка запрещается любая деятельность, которая может
нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира,
культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального
парка.
Одновременно в
национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается
выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально
выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность,
кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования
природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.
С учетом того, что
национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является
вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков.
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков
осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные
участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального
парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на
условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями
национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных
органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может
быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по
обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями
национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации
обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков
и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного
наследия.
Что касается порядка
образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования
государственных природных заповедников.
В отличие от
национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями
федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми территориями
регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные
органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то
государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по
согласованию с органами местного самоуправления. Если создание природных
парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств,
используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение
принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством
России.
В зависимости от
экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его
территории устанавливаются различные режимы особой охраны и использования.
Исходя из этого, на территории природных парков могут быть выделены
природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны,
включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
Важнейшими
элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на
определенную деятельность. Так, на территории природных парков запрещается деятельность,
влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта,
снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств
природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В
границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды
деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и
рекреационной ценности их территорий.
4. Правовой режим государственных природных заказников
Государственные
природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным
территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным
территориям регионального значения. Государственные природные заказники
федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании
представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально
уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей
природной среды. А государственные природные заказники регионального значения
образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по
согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
При этом
государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении
специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов
РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других не
запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования
дирекций государственных природных заказников регионального значения
определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ. Для
обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их
администрации.
Специфических
требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не
предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территории заказников
постоянно или временно запрещается или ограничивается любая
деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных
заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
На территории
государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические
общности, допускается использование природных ресурсов в формах,
обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и
сохранение их традиционного образа жизни.
Под угрозой
применения установленных законодательством административных, уголовных и иных
санкций ответственность за обеспечение соблюдения режима особой охраны
государственных природных заповедников возложена на собственников, владельцев
и пользователей земельных участков, расположенных в границах заказников.
5. Правовой режим
особо охраняемых природных объектов.
Территории, занятые
природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут
быть особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального
значения. Они учреждаются решениями Правительства
России и
исполнительными органами субъектов РФ по представлению специально
уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей
природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов,
их учредивших. Но они могут быть переданы специально уполномоченным на то
государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды в
ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство,
паспорт и другие документы.
Объявление природных
комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими,
территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных
участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае
необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых
для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками
природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы
осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих
субъектов РФ по согласованию с Правительством России.
На территории, на
которой находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается
всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников
природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на
которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по
обеспечению режима их особой охраны.
Дендрологические
парки и ботанические сады могут быть федерального или регионального значения.
Они образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной
власти РФ или представительных и исполнительных органов государственной власти
соответствующих субъектов РФ.
На территории
дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность,
не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности
флористических объектов.
Для обеспечения
режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
их территории могут быть разделены на различные функциональные зоны, в
том числе:
• экспозиционную,
посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями
дендрологических парков или ботанических садов;
•
научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники
дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других
научно-исследовательских учреждений;
• административную.
Разновидностью
рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков.
В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно
влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и
рекреационных функций. Особо охраняемыми природными объектами являются прежде
всего редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Для их
охраны учреждаются Красная книга Российской Федерации, красные книги республик
в составе РФ. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод
сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о
необходимых мерах по их охране и восстановлению. Ведет Красную книгу РФ
Министерство природных ресурсов России на основе систематически обновляемых
данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений
и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном
шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Издание Красной
книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Решение о занесении в нее
и об исключении из нее объектов животного и растительного мира принимает, а
также определяет порядок и меры их охраны МПР России по согласованию с
Минсельхозом РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и Российской
академией наук.
На практике Красная
книга переиздается по мере отнесения новых видов растений и животных к особо
охраняемым. На начало 2001 г. редкими и находящимися под угрозой исчезновения
видами флоры и фауны России, которые занесены в Красную книгу РФ, признаны 415
видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов; 6 видов беспозвоночных и
123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза
охраны природы. Особое внимание международные природоохранные органы уделяют
охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр,
дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные.
Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский
туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном
уровне.
Растения и животные,
относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РФ, повсеместно подлежат
изъятию из хозяйственного использования. Изъятие из естественной природной
среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу,
допускается в исключительных случаях в порядке, установленном
законодательством РФ. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению
численности этих растений и животных и ухудшающая среду их обитания.
Ответственность за
сохранение и воспроизводство объектов животного и растительного мира,
занесенных в Красную книгу, несут юридические лица и граждане, осуществляющие
хозяйственную деятельность на территориях и в акваториях, где обитают такие
животные и растения. Они обязаны принимать меры по охране и воспроизводству
этих видов растений и животных.
Для сохранения и
разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного
мира органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать необходимые
условия, в том числе путем специализации зоопарков и организации питомников.
Право пользования
дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу РФ, может
переходить от одного лица к другому только на основании разрешения
(распорядительной лицензии) на оборот указанных животных. Такое разрешение
(распорядительную лицензию) выдает МПР России в порядке, установленном
постановлением Правительства РФ.
Признано, что самой
эффективной мерой охраны редких видов является сохранение их местообитаний,
которое может быть достигнуто, в частности, организацией сети особо охраняемых
природных территорий. В настоящее время заповедниками России охраняется 35
(75%) видов млекопитающих, 84 (82%) -птиц, 2 (50%) — амфибий, 4 (36%) —
рептилий, занесенных в Красную книгу РФ.
Памятники природы - это уникальные,
невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом
отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного
происхождения.
Приказом Минприроды России от 25 января 1993 г.
№ 15 утверждено Положение о памятниках природы федерального значения.
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а
также одиночные природные объекты, в том числе:
- участки живописных местностей;
- эталонные участки нетронутой природы;
- участки с преобладанием культурного ландшафта
(старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
- места произрастания и обитания ценных,
реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
- лесные массивы и участки леса, особо ценные по
своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества,
строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной
науки и практики;
- природные объекты, играющие важную роль в
поддержании гидрологического режима;
- уникальные формы рельефа и связанные с ним
природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер,
ледниковые цирки и торговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы,
гигантские наледи, гидролакколиты);
- геологические обнажения, имеющие особую
научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных
пород и полезных ископаемых);
- геолого-географические полигоны, включая
классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а
также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
- места нахождения редких или особо ценных
палеонтологических объектов;
- участки рек, озер, водно-болотных комплексов,
водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища
и пруды;
- природные гидроминеральные комплексы;
- терминальные и минеральные водные источники,
месторождения лечебных грязей;
- береговые объекты (косы, перешейки,
полуострова, острова, лагуны, бухты);
- отдельные объекты живой и неживой природы
(места гнездования птиц, деревья- долгожители и имеющие историко-мемориальное
значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов,
вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы,
утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
На каждый памятник природы заводится паспорт,
оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области
охраны окружающей среды и утверждаемый в установленном порядке. В паспорте
памятника природы указываются:
- его наименование;
- место нахождения;
- краткое описание;
- описание границ и его охранной зоны;
- площадь, занимаемая им и его охранной зоной
(раздельно);
- режим охраны;
- допустимые виды использования;
- установленный режим охранной зоны;
- наименование и юридический адрес
собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на
которых он расположен, и его охранная зона, а также наименование и юридический
адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране
памятника природы и обеспечению установленного для него режима. В паспорте
должны содержаться фотографии, иллюстрирующие на момент составления паспорта
состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных
объектов, а также карта-схема, позволяющая ясно представить границы и место
нахождения памятника природы и его охранной зоны.
Памятники природы и их охранные зоны
обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по
периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со
специально уполномоченными государственными органами в области охраны
окружающей среды.
Дендрологические парки и ботанические сады -
природоохранные учреждения, создающие специальные коллекции растений в целях
сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления
научной, учебной и просветительской деятельности.
По правовому статусу дендрологические парки и
ботанические сады могут быть юридическими лицами, состоящими на государственном
бюджете, входить в состав научно-исследовательского или учебного учреждения и
состоять на их балансе, а также отнесены в установленном порядке к числу
научных учреждений.
В дендрологических парках и ботанических садах
организуются функциональные зоны: - экспозиционная - ее посещение специально
разрешается администрацией;
- научно-экспериментальная - в нее входят
коллекции, экспериментальные участки, питомники; право допуска в эту зону имеют
только научные сотрудники парка (сада), а также специалисты с разрешения
администрации;
- административная;
- заповедная - она состоит из уникальных или
типичных участков ненарушенной флоры как эталона естественной растительности;
посещение этой зоны запрещено, если это не связано с проведением научных
наблюдений. В состав территории дендрологического парка или ботанического сада
могут входить особо охраняемые водные объекты, на которых расположены коллекции
водных растений.Территории, которые могут иметь федеральное, региональное или
местное значение, это лечебно-оздоровительные местности и курорты,
представляющие собой территории, пригодные для организации лечения и
профилактики заболеваний, отдыха населения и обладающие природными лечебными
ресурсами.
Природными лечебными ресурсами могут быть
минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, лечебный климат и другие
условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации
отдыха (Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). Их лечебные свойства
признаются на основании научных исследований, многолетней практики и
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами
здравоохранения.
Лечебно-оздоровительная местность - территория,
обладающая лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и
профилактики заболеваний, а также отдыха населения.
Курорт - освоенная и используемая в
лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая
природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и
сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Курортный регион - территория с компактно
расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны.
Охраняются природные лечебные ресурсы,
лечебно-оздоровительные местности, а также курорты путем установления округов
санитарной (горно-санитарной) охраны трех зон. Режим зон охраны определяется в
соответствии со ст. 16 Закона «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г.
№ 101 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального
значения». Целью Программы является сохранение и развитие курортов,
лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, рациональное
использование природных лечебных ресурсов России для укрепления здоровья
граждан.
В России ведется Государственный кадастр особо
охраняемых природных территорий (федерального, регионального и местного
значения), представляющий собой совокупность сведений о статусе этих территорий,
об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих
территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной,
экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр
ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения
перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности
государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета
данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов
(см. Постановление Правительства РФ от 19.10.1996 г. № 1249). Правила ведения
Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены
приказом Госкомэкологии России от 04.07.1997 г. № 312.
Комментариев нет:
Отправить комментарий