Лекция № 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1. Понятие и признаки юридического лица
2. Создание юридического лица
3. Реорганизация юридических лиц
4. Ликвидация юридических лиц
5. Виды юридических лиц
Вопрос 1. Конструкция юридического лица является основной
правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте. При этом
достигаются определенные цели, оформление коллективных интересов и объединение
капиталов для того, чтобы более гибко управлять капиталом и рационально его
использовать, ограничивая предпринимательский риск. Юридическим лицом
признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по
своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять
гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в
суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном
реестре юридических лиц в одной из организационно правовых форм,
предусмотренных ГК РФ.
Цивилистическая наука выделяет следующие признаки
юридического лица: 1) наличие обособленного имущества; 2) организационное
единство; 3) самостоятельная имущественная ответственность; 4) выступление в
гражданском обороте и в суде от своего имени. Основным признаком юридического
лица является имущественная самостоятельность. Гражданский кодекс РФ в качестве
основного признака юридического лица, определяющего его правовую личность,
называет персонификацию имущества. Для того, чтобы стать участником
гражданского оборота, юридическое лицо должно обладать имуществом, обособленным
от имущества его участников. Юридическое лицо может обладать имуществом на
одном из вещных прав: - праве собственности; - праве хозяйственного ведения; -
праве оперативного управления. Большинство юридических лиц являются
собственниками переданного им учредителями имущества. К ним относятся все
коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных унитарных
предприятий, а также некоммерческие организации, за исключением учреждений.
Вопрос 2.
Имущественная
обособленность юридического лица выражается в наличии у него уставного
капитала. Нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены определенные
требования к его размеру. Например, в соответствии со ст. 26 ФЗ «Об акционерных
обществах» минимальный уставный капитал публичного общества должен составлять
сто тысяч рублей, а минимальный уставный капитал непубличного общества должен
составлять десять тысяч рублей. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об обществах с
ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества должен быть
не менее чем десять тысяч рублей. Признак организационного единства состоит в
том, что каждое юридическое лицо представляет собой единое целое, способное
решать определенные задачи, имеет четкую внутреннюю структуру, органы
управления, учредительные документы. В соответствии со ст. 52 ГК учредительными
документами юридических лиц могут быть:
устав;- типовой устав;-
учредительный договор (только для хозяйственных
товариществ);- единый типовой
устав (для учреждений, в случаях, предусмотренных законом). В соответствии со
ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя
обязанности через свои органы, 30 действующие в соответствии с законом, иными
правовыми актами и учредительным документом.
При
необходимости осуществления деятельности за пределами своего места нахождения
юридическое лицо может создавать представительства и филиалы. Необходимо
обратить внимание на общие черты в правовом режиме филиалов и представительств,
а также на их различия. В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством
является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места
его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет
их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть,
в том числе функции представительства. Филиал осуществляет более широкий
перечень функций, чем представительство. Представительства и филиалы не
являются юридическими лицами и сами не участвуют в гражданском обороте.
Руководители
представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на
основании его доверенности. Указанные лица представляют интересы юридического
лица и действуют от его имени, а не от имени филиала или представительства.
Другим важным признаком юридического лица является его самостоятельная
имущественная ответственность по обязательствам. В соответствии со ст. 56 ГК РФ
юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом. При этом, такие организационно-правовые формы юридических лиц, как
казенные предприятия, учреждения и религиозные организации, имеют некоторые
особенности ответственности по своим обязательствам. Учредитель (участник) юридического лица или
собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а
юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или
собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ
либо учредительными документами юридического лица. Такой случай, например,
предусмотрен п. 1 ст. 75 ГК, согласно которому, участники полного товарищества
несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам
товарищества. Каждое юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего
имени, может быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое
лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его
организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в
предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны
содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Юридическое
лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное
наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК и другими
законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с
правилами раздела 7 ГК РФ, в частности статьями 1473-1476. Согласно пункту 2
ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать
указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование
юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род
деятельности. Т.е. в фирменном наименовании коммерческой организации должен
присутствовать так называемый отличительный элемент юридического лица.
Помимо
наименования, к средствам индивидуализации юридического лица также относится
место его нахождения и адрес (смотреть п.2 и 3 ст. 54 ГК). Место нахождения юридического
лица определяется местом его государственной регистрации путем указания
наименования населенного пункта. Государственная регистрация юридического лица
осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного
органа. Юридическое лицо также обладает правоспособностью и дееспособностью. В
отличие от граждан у юридических лиц правоспособность и дееспособность
возникают и прекращаются одновременно. В науке гражданского права принято
различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Универсальная
правоспособность означает, что юридическое лицо обладает возможностью
осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Специальная
правоспособность означает, что юридическое лицо имеет права в соответствии с целями
его деятельности, зафиксированными в его учредительных документах. В
соответствии со ст. 49 ГК принцип специальной правоспособности действует в
отношении только прямо указанных в законе видов юридических лиц. В целом, за
некоторым исключением, все коммерческие организации обладают общей
правоспособностью. Обратим внимание на то, что в соответствии с изменениями от
5 мая 2014 г., в качестве условия осуществления, определенных законом отдельных
видов деятельности ст. 49 ГК упоминает, помимо лицензирования, теперь и
членство в саморегулируемой организации или наличие выданного саморегулируемой
организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Создание юридического лица осуществляется по
воле его учредителей, в качестве которых могут выступать как частные лица, так
и публичные образования. В некоторых случаях законодательством предъявляются
дополнительные требования к составу, количеству учредителей. Например, в
соответствии с п. 4 ст. 1062 ГК РФ число членов производственного кооператива
не должно быть менее пяти.
В науке гражданского права выделяют следующие способы образования юридических лиц: распорядительный (юридическое лицо создается по распоряжению- собственника или органа им уполномоченного); разрешительный порядок (для создания юридического лица требуется- разрешение государственного органа или организации); нормативно-явочный (заявительный) порядок (для создания юридического- лица не требуется чьего-либо распоряжения, разрешения). Большинство юридических лиц создаются в нормативно-явочном порядке. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в установленном законом порядке. Полномочия по государственной регистрации юридических лиц делегированы Министерству по налогам и сборам РФ. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов. Для регистрации, согласно ст. 12 Закона должны быть представлены следующие документы: а) заявление о регистрации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного 5 Федерального закона № 129-ФЗ, в двух экземплярах; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя (если у организации есть иностранные учредители); д) документ об уплате государственной пошлины. Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Данные о государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных вышеназванным законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом, в частности: непредставления необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;- несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в- случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; несоответствия наименования юридического лица требованиям- федерального закона; другие случаи, указанные в ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, например, банковских учреждений. Законодательством определены две формы прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.
Вопрос 3. Реорганизация юридического лица - это прекращение юридического лица (юридических
лиц) с правопреемством (переходом прав и обязанностей от одного лица к
другому). Исключение составляют случаи выделения, когда юридическое лицо не
прекращает свою деятельность. Реорганизация осуществляется в пяти формах:
слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии
юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему
юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении
юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и
обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным
актом. При разделении юридического лица
его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в
соответствии с передаточным актом. При выделении из состава юридического лица
одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и
обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным
актом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо
другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему
юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического
лица в соответствии с передаточным актом (например, общество с ограниченной
ответственностью преобразовывается в акционерное общество). Допускается
реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.
Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе
созданных в разных организационно-правовых формах. Основания реорганизации
юридических лиц. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена
добровольно или принудительно. Добровольная реорганизация осуществляется по
решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица,
уполномоченного на то учредительными документами, например, для общества с
ограниченной ответственностью - общего собрания участников. Принудительная
реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов
или по решению суда. Осуществление принудительной реорганизации поручается
назначенному судом арбитражному управляющему. В случаях, установленных законом,
реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования
может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов
Оформление реорганизации юридических лиц производится с помощью передаточного
акта (ст.59 ГК). В соответствии со ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен
содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного
юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и
обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения
правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества,
возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого
юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен
передаточный акт. Ст. 60 ГК предусматривает различные следующие гарантии прав
кредиторов реорганизуемого юридического лица, в частности: 1) ЮЛ обязано после
внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, публиковать дважды с
периодичностью один раз в месяц в СМИ уведомление о своей реорганизации; 2)
законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого ЮЛ письменно
уведомить кредиторов о своей реорганизации.
3) установлено право кредитора требовать досрочного исполнения
обязательства (кредитор ЮЛ, если его права требования возникли до опубликования
первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в
судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства
должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения
обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев,
установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим
лицом); 4) если вышеуказанные требования кредитора не были удовлетворены и ему
не было предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную
ответственность перед кредитором несут: - юридические лица, созданные в
результате реорганизации, - реорганизованное юридическое лицо (при
реорганизации в форме выделения), следующие лица, если они своими действиями
(бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора:
лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных
юридических лиц; члены их коллегиальных органов; лицо, уполномоченное выступать
от имени реорганизованного юридического лица; 5) если передаточный акт не
позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также
если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при
реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства
реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов
кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации
юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству. (п.
5 ст. 60 ГК РФ). Реорганизация и ликвидация юридического лица, как и создание,
требуют государственной регистрации. Юридическое лицо считается
реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с
момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При
реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого
юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в
единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности
присоединенного юридического лица.
Вопрос 4.
Ликвидация – это прекращение деятельности ЮЛ без правопреемства. В соответствии
с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация ЮЛ влечет его прекращение без перехода в порядке
универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.
Основаниями для добровольной ликвидации являются: решение его учредителей (участников) либо
органа ЮЛ, уполномоченного- на то
учредительными документами; истечение
срока, на который создано ЮЛ;- достижение цели, ради которой создано. Принудительная ликвидация возможна только по
решению суда в следующих случаях: допущение
при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения- носят неустранимый
характер; осуществление деятельности без
надлежащего разрешения (лицензии);- осуществление деятельности при отсутствии
обязательного членства в-
саморегулируемой организации;
Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в следующих
случаях: допущение при его создании
грубых нарушений закона, если эти нарушения-
носят неустранимый характер;
осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);-
осуществление деятельности при отсутствии обязательного членства в- саморегулируемой организации; В
целом же, требование о ликвидации юридического лица в принудительном порядке
предъявляется в суд государственным органом или органом местного самоуправления,
которому право на предъявление такого требования предоставлено законом
(например, антимонопольным органом). Порядок ликвидации. Ликвидация
юридического лица включает в себя несколько этапов: 1-й этап. Учредители
(участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации
юридического лица, в течении 3 рабочих дней после даты принятия данного решения
письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения
в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое
лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица
или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают
ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки
ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят
полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от
имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. 2-й этап.
Ликвидационная комиссия опубликовывает в СМИ сообщение о его ликвидации, а
также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не
может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная
комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской
задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации
юридического лица.
3-й
этап. После окончания срока для предъявления требований кредиторами
ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который
содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне
предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического
лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс
утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. 4-й
этап. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны
для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет
продажу имущества юридического лица с публичных торгов. При этом, для продажи
объектов стоимостью ниже 100 тысяч рублей проведение торгов не требуется. В
случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для
удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства ЮЛ
ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о
банкротстве ЮЛ. 5-й этап. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого
юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности,
установленной статьей 64 ГК РФ. После
погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации,
требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: - в первую
очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое
юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,
путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о
компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения,
повреждения объекта капитального строительства и т.п.; - во вторую очередь
производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лиц,
работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений
авторам результатов интеллектуальной деятельности; - в третью очередь
погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные
фонды; в четвертую очередь производятся
расчеты с другими кредиторами. При ликвидации банков или других кредитных
учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются
требования граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных
учреждений, привлекающих средства граждан, а также требования организации,
осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой
возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в
банках. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения
требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований,
обеспеченных залогом. Указанные требования удовлетворяются за счет средств,
полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами.
Но и здесь предусмотрено исключение в отношении требований первой и второй
очереди, возникших до заключения соответствующего договора залога. При
недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица (при невозможности
признания его банкротом) оно распределяется между кредиторами соответствующей
очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное
не установлено законом. 5-й этап. После
завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный
баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или
органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях,
установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с
уполномоченным государственным органом. Оставшееся после удовлетворения
требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям
(участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в
отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными
правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Если иное не
предусмотрено законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся
имущество направляется на ее уставные цели и (или) на благотворительные цели.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -
прекратившим существование после внесения об этом записи в единый
государственный реестр юридических лиц. Одним из оснований как добровольной,
так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство).
Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом
неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по
денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда
лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей. Признание юридического лица
банкротом судом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации
является справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица
между его кредиторами в рамках конкурсного производства. Принудительное
банкротство осуществляется по решению суда, добровольное – по решению самого
несостоятельного должника (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный
должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным
(банкротом).
Порядок
ликвидации в случае несостоятельности определен Федеральным законом от 26
октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельным
(банкротом) в соответствии со ст. 65 ГК РФ может быть признано по решению суда
юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением
казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме
потребительского кооператива либо фонда. Юридическое лицо, являющееся
коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме
потребительского кооператива либо фонда, может совместно с кредиторами принять
решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. Казенные
предприятия и некоммерческие организации, кроме потребительских кооперативов и
фондов, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами).
Признаки и критерии несостоятельности (банкротства). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Процедуры несостоятельности. Согласно ст. 27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: - наблюдение; - финансовое оздоровление, внешнее управление; - конкурсное производство; - мировое соглашение. До применения процедур банкротства к должнику могут быть применены предупредительные меры, направленные на предупреждение банкротства. Ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует одну из таких мер – досудебную санацию. Досудебная санация – это предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Первая
судебная процедура, применяемая к должнику в целях сохранения его имущества,
осуществления анализа финансового состояния должника, составления реестра
требований кредиторов, проведения первого собрания кредиторов носит название
наблюдения. На период наблюдения назначается временный управляющий, который, не
вмешиваясь в хозяйственную деятельность должника, наблюдает за сохранностью его
имущества и осуществляет финансовый анализ в целях выявления перспектив
должника. Вторая судебная стадия развития конкурсных отношений, которая
является не обязательной, а возможной при наличии определенных предпосылок (как
правило, это ожидаемое удовлетворение всех требований кредиторов в течение
достаточно длительного срока без осуществления активных экономических и
юридических мероприятий) – финансовое оздоровление. Одновременно с вынесением
определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает
административного управляющего. В определении о введении финансового
оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также
содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Срок финансового
оздоровления не может превышать двух лет. Внешнее управление — процедура
банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его
платежеспособности путем осуществления независимым субъектом – внешним
управляющим – активных (как экономических, так и юридических) действий,
направленных на оздоровление финансового состояния должника. Внешнее управление
является факультативной стадией, которая может вводиться после наблюдения или
финансового оздоровления. Конкурсное производство – заключительная процедура
конкурсного процесса, применяемая к должнику, несостоятельность которого
признана арбитражным судом, в целях соразмерного удовлетворения требований
кредиторов. Данная стадия является ликвидационной и вводится с момента
вынесения судом решения о признании должника банкротом сроком на один год с возможностью
продления на шесть месяцев. Основная цель конкурсного производства –
формирование и распределение имущества должника между кредиторами в
соответствии с принципами очередности, соразмерности, пропорциональности. Мировое
соглашение – процедура банкротства, которая может быть отнесена к числу
восстановительных, поскольку влечет прекращение производства по делу о
несостоятельности (банкротстве) вследствие договоренности должника и кредиторов
по вопросу о порядке, сроках, условиях погашения задолженности. Мировое
соглашение – это сделка между должником и кредиторами, которая может быть
заключена на любой судебной стадии конкурсного производства.
Вопрос 5.
По цели деятельности все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации – это организации, преследующие извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут
создаваться в следующих организационно-правовых формах: Хозяйственные товарищества- Хозяйственные общества- Крестьянские (фермерские) хозяйства- Хозяйственные партнерства- Производственные кооперативы- Государственные и муниципальные унитарные
предприятия.- Некоммерческие
организации – это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между
участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход
деятельность, если это предусмотрено их уставами, и если это соответствует
таким целям. Некоммерческие организации могут создаваться в следующих
организационно-правовых формах: Потребительские кооперативы Общественные организации- Общественные движения- Ассоциации (союзы)- Товарищества собственников недвижимости- Казачьи общества-
Общины коренных малочисленных народов РФ- Фонды-
Учреждения-
Автономные некоммерческие организации- Религиозные организации- Публично-правовые компании- Адвокатские палаты- Адвокатские образования (являющиеся
юридическими лицами)- Государственные корпорации- Нотариальные палаты.
Также
хотелось бы отметить, что законодатель предлагает новую классификацию
юридических лиц. Теперь все юридические лица (как коммерческие, так и
некоммерческие) подразделяются на: 1. корпоративные (корпорации) — учредители
(участники) обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший
орган управления: Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества- Крестьянские (фермерские) хозяйства- Хозяйственные партнерства- Производственные кооперативы- Потребительские кооперативы- Общественные организации- Общественные движения- Ассоциации (союзы)- Товарищества собственников недвижимости- Казачьи общества-
Общины коренных малочисленных народов
РФ.ü
унитарные
— учредители не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства:
Государственные и муниципальные
унитарные предприятия- Фонды-
Учреждения-
Автономные некоммерческие организации- Религиозные организации- Публично-правовые компании- Государственные корпорации-
Подобная
классификация дает возможность выделить общие черты, характерные для корпорации
в целом. Гражданский кодекс Российской Федерации регламентирует права и
обязанности членов любой корпорации, устанавливает общие для всех принципы
управления корпорацией и структуру органов управления. Устанавливается также
двухсоставная система управления: общее собрание участников корпорации,
обладающее исключительной компетенцией по отдельным вопросам, отраженным в ГК
РФ (компетенция может быть расширена законом или учредительным документом) и единоличный
исполнительный орган. В случаях, предусмотренных законом или уставом
корпорации, может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный
или иной совет). В ГК РФ включены общие положения, распространяющиеся на все
корпоративные юридические лица - как коммерческие, так и некоммерческие. В
частности, ст. 65.2 устанавливает единые для всех корпораций права и
обязанности их участников. Частично она повторяет ст. 67 ГК РФ в прежней
редакции, посвященную правам и обязанностям хозяйственного товарищества или
общества (и не распространявшуюся, например, на производственный кооператив или
некоммерческие организации), но по сравнению с ней перечень прав и обязанностей
участников корпорации был существенно расширен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий