ТЕМА 6. Правовые основы
управления природопользованием
и охраной окружающей среды
Понятие, функции и методы управления природопользованием и охраной
окружающей среды. Виды управления в области природопользования и охраны
окружающей среды. Принципы государственного управления природопользованием и
охраной окружающей среды. Система органов государственного управления
природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции.
Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной
окружающей среды. Компетенция органов местного самоуправления в области
природопользования и охраны окружающей среды.
Контрольные
вопросы:
1. Что понимается под управлением
природопользованием и охраной окружающей среды?
2. Перечислите функции управления природопользованием и охраной окружающей
среды?
3. Что вы понимаете под экологическим мониторингом?
4. Раскройте сущность государственного экологического управления?
5. Охарактеризуйте муниципальное экологическое управление?
6. Что вы понимаете под производственным экологическим управлением?
7. Каковы отличия между производственным и общественным экологическим
управлением?
8. Правительство как орган управления природопользованием и охраны
окружающей среды?
9. Какова система специально уполномоченных органов в области природопользования
и охраны окружающей среды?
10.
Назовите органы управления в области природопользования и
охраны окружающей среды РД?
11.
Назовите полномочия основных специально уполномоченных
государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды?
Задачи:
Задача № 1
Министерство природных ресурсов и экологии
Республики Дагестан передало в пользование нескольким предпринимателям
участки береговой полосы Каспийского моря. При оспаривании его распоряжения в
суде министерство указало, что его функцией является управление в области
охраны окружающей среды и его действия направлены на реализацию его компетенции.
Правы
ли представители министерства? Как решить это дело?
Задача № 2
Управление Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД
неоднократно давала предписание директору завода
о снижении выбросов сажи в атмосферу до предельно допустимых норм, но
эти предписания не выполнялись. В связи с этим главный санитарный врач города
вынес постановление о наложении на директора завода штрафа в сумме 300000 рублей.
Директор завода не согласился с
решением о наложении на него штрафа и
обжаловал его в суд.
Какими полномочиями обладают
должностные лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по РД?
Решите дело.
Задача № 3
ООО «Промысловик», которому
принадлежало рыболовецкое судно, осуществляло в бассейне Каспийского моря вылов рыбы на основании соответствующего
разрешения. При проведении проверки
уполномоченным органом экологического надзора был зафиксирован факт
добычи запрещенной к вылову рыбы
(осетровой породы), которая была изъята и передана на реализацию.
Полагая совершенные действия по
изъятию и передаче на реализацию рыбы
незаконными и нарушающими его права, ООО
«Промысловик» обратилось с иском в суд о возмещении убытков. В обоснование иска
общество указало, что капитан рыболовецкого судна не имел достаточных знаний,
чтобы точно распознать вид рыб
(разрешенных на вылов в Каспийском море и неразрешенных).
Какие полномочия имеются у
органов управления экологическими отношениями по выдаче разрешений на
природопользование и на дальнейшую проверку соблюдения действия условий таких
разрешений? Как соотносятся функции органов экологического управления и органов
экологического надзора?
Решите дело.
Примерные тестовые
задания:
1. Деятельность компетентных органов и уполномоченных лиц по организации
обеспечения исполнения требований экологического законодательства по охране и
распоряжению природными ресурсами, представляет собой:
a)
экологическую экспертизу
b)
экологическую сертификацию
c)
экологическое нормирование
d)
управление природопользованием и охраной окружающей среды
2. Система органов
государственного управления в области охраны окружающей среды устанавливается:
a)
Конституцией РФ
b)
Постановлением Правительства РФ
c)
Указом Президента РФ
d)
Федеральным законом
3. К органам общей компетенции,
осуществляющим государственное управление природопользованием, не относятся…
a)
Министерство природных ресурсов
и экологии РФ
b)
Федеральное собрание
c)
Президент РФ
d) Правительство субъекта РФ
4.
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление
природопользованием, не относятся…
a)
Федеральное собрание
b)
Президент РФ
c)
Правительство субъекта РФ
d)
Министерство природных ресурсов
и экологии РФ
5.
К функции органов общей компетенции субъектов РФ относится:
a)
ведение кадастра природных объектов на территории
субъекта РФ
b)
нормирование воздействий на окружающую среду на
территории субъекта РФ
c) прогнозирование мер в области
природопользования на территории субъекта РФ
d)
экологическая экспертиза проектов на территории субъекта
РФ
6.
К органам
специальной компетенции в сфере управления природопользованием относится:
a)
Министерство охраны окружающей среды
b) Министерство
природных ресурсов и экологии РФ
c)
Правительство РФ
d) Федеральное
Собрание РФ
7.
К функциям специально уполномоченных государственных органов в области
природопользования относится…
a)
установление порядка осуществления государственного надзора в области охраны окружающей среды
b)
установление порядка ограничения или приостановления
экологически вредной деятельности
c)
определение основных направлений экологической политики
государства
d) государственный учет в сфере охраны окружающей
среды
8.
К полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии РФ относится…
a)
координация и контроль деятельности Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии
b)
координация и контроль деятельности Федерального
агентства по управлению государственным
имуществом
c)
координация и контроль деятельности Федерального
агентства по рыболовству.
d) координация и контроль деятельности
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
9. К функциям управленческой деятельности Президента РФ как субъекта
государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды не относится...
a) нормотворчество
b)
обеспечение проведения государственной
экологической экспертизы на федеральном уровне
c) определение основных направлений
внутренней и внешней экологической политики государства
d) организация системы центральных
органов исполнительной власти РФ в сфере охраны окружающей среды
10. К полномочиям Правительства РФ в сфере управления охраной окружающей
среды не относится...
a) организация проведения
государственной экологической экспертизы
b) обеспечение единой
государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
c) принятие мер по реализации прав
граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие
d) организация деятельности по
охране и рациональному использованию природных ресурсов
Примерный перечень
тем рефератов:
1. Полномочия федеральных государственных
органов в сфере экологического управления.
2. Становление и развитие системы органов государственного
управления в области охраны окружающей среды.
3. Правовые проблемы разграничения
полномочий в области охраны окружающей среды между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации.
4. Организация экологического
управления в РД.
5. Участие общественных объединений
и граждан Российской Федерации в экологическом управлении.
6. Особенности управления охраной
окружающей среды и природопользованием на территории муниципального
образования.
7. Функции государственного
управления в области охраны окружающей среды.
Нормативные
правовые акты и литература:
I
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N
2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.
2.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10
января 2002 года N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002.
N 2. Ст.133.
3.
Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N
136-ФЗ // СЗ РФ.29.10.2001. N 44. ст. 4147.
4. Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ// СЗ
РФ.05.06.2006. N 23. ст. 2381.
5. Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 11.12.2006. N 50. ст. 5278.
6.
О недрах: Федеральный закон РФ от 21 февраля 1992 г. N
2395-1 // СЗ РФ. 06.03.1995. N 10. ст.
823.
7.
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999.
N 14.
8.
Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от
6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
9.
Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти:
Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724// СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.
10.
О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05. 2012 г. № 636 // СЗ РФ. 28.05.2012. N 2. ст. 2754.
11. О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27.06. 2012 № 906// СЗ РФ.02.07.2012.N 27. ст. 3683.
12. Об утверждении Положения о Министерстве природных
ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими
силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление
Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219// СЗ РФ. 23.11.2015. N 47. ст. 6586.
13. О государственном экологическом мониторинге
(государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных
государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды): Постановление Правительства Российской Федерации от 9
августа 2013 г. N 681 // СЗ РФ. 19.08.2013 г. № 33. ст.
4383.
14.
Об утверждении Положения о Федеральной службе по
ветеринарному и фитосанитарному надзору: Постановление Правительства РФ от 30
июня 2004 г. № 327 // Российская газета. N 150.
15.07.2004.
15.
Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства
РФ: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 // СЗ РФ. 2004. №
32. Ст.3347
16.
Об утверждении Положения о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановление
Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3348
II
Нормативные правовые акты Республики Дагестан
1. Конституция Республики
Дагестан от 26.07.2003 // СЗ РД. 31.07.2003. N 7. ст. 503.
2.
О местном
самоуправлении в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 №
43 // СЗ
РД. 31.12.2004. N 12 (I). ст. 988.
3.
О структуре органов исполнительной
власти Республики Дагестан: Указ Президента РД от 13.09.2013 N 257 // СЗ РД 13.09.2013 N 17. ст. 1087.
Учебная литература
1.
Боголюбов С. А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД
Юрайт, 2014. 482 с.
2.
Бринчук. М. М. Экологическое право. Издательство: МОДЭК, МПСИ 2014 г. С.
624.
3.
Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник / Б. В. Ерофеев. - 5-e изд.,
перераб. и доп. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 400 с.
4.
Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. - 3-e изд.,
пересмотр. - Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2014. - 624 с.
5.
Экологический мониторинг: учебник для академического
бакалавриата. Серия Бакалавр. Академический курс. Хаустов А.П., Редина М.М.-
М., Юрайт, 2014.-636с.
Специальная литература
1. Агафонов Н.А. Проблемные вопросы государственного управления в
эколого-правовой сфере // Административное право и процесс. 2014. N 5.
2. Бабич М.Е. Стратегическое планирование развития курортов Российской
Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. N 3.
3.
Боголюбов С.А. Необходимость единой государственной экологической
политики для России // Правовое обеспечение единой государственной
экологической политики Российской Федерации: Материалы круглого стола (Москва.
11 апреля 2011 г.)/ отв. ред. С.А.Боголюбов, Н.И. Хлуденева. – М.: Юстицинформ,
2011.
4.
Бринчук М.М. Планирование как элемент эколого-правового механизма //
Экологическое право. 2013. № 5.
5.
Бринчук М.М. Экологическая политика: природа и человек
как общественная ценность //
Экологическое право. 2016.№ 3.
6.
Вербицкий В.В. Национальная безопасность Российской Федерации в
экологической сфере как категория // Экологическое право. 2013. № 4.
7.
Волков А.М., Ибрагимов В.Б., Лютягина Е.А.
Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей
среды.) // Административное право и процесс. 2012. № 5.
8. Воронцова О.В. К вопросу об экологических функциях органов местного
самоуправления (на примере Республики Коми) // Административное и муниципальное
право. 2014. N 10.
9.
Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Государственная
экологическая политика и документы стратегического планирования //
Экологическое право.2016. № 3.
10. Гиззатуллин Р.Х. Правовое обеспечение реализации Основ государственной
политики в области экологического развития Российской Федерации на период до
2030 года // Экологическое право. 2016. N 5.
11.
Голиченков А.К. Современная государственная экологическая
политика: правовые, политические, экономические проблемы реализации //
Экологическое право. 2016. №3.
12. Горохов Д.Б. Правовой мониторинг в сфере экологии // Журнал российского
права. 2015. N 12.
13.
Заславская Н. Экологический аудит: история и современное правовое
регулирование // Экологическое
право. 2015. № 2.
14.
Заславская Н. М. Некоторые аспекты разграничения предметов ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или к вопросу о
локальном экологическом мониторинге // Экологическое
право. 2014. № 1.
15. Ибрагимов К.Х. Административно-правовые проблемы совершенствования
взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
в экологической сфере // Юрист. 2013. N 20.
16. Кадимова М.Ш. Нормативно-правовое регулирование государственного
мониторинга окружающей среды в Республике Дагестан // Современное право. 2015.
N 7.
17.
Клюканова Л.Г. Комплексный подход к развитию
экологической политики РФ //
Экологическое право. 2016. № 3.
18. Круглов В.В. Об организационно-правовом
обеспечении охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности предприятий //
Российский юридический журнал. 2016. N 6.
19. Соколова Н.С. Разграничение полномочий между федеральными органами
исполнительной власти Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды:
основные проблемы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N
1.
20. Чхутиашвили Л.В. Организация и совершенствование экологического учета на
российских предприятиях // Lex russica. 2014. N 2.
ТЕМА 6. Оценка воздействия на окружающую среду и
экологическая экспертиза (2 часа)
1. Оценка воздействия на окружающую среду.
2. Роль, принципы и содержание оценки воздействия на окружающую среду.
Соотношение с государственной экологической экспертизой.
3. Понятие и место экологической экспертизы в правовом механизме охраны
окружающей среды.
4. Виды экологической экспертизы.
5. Принципы и порядок проведения государственной экологической экспертизы.
6. Объекты государственной экологической экспертизы.
7. Заключение государственной экологической экспертизы и его юридическая
сила.
8. Общественная экологическая экспертиза.
Контрольные
вопросы:
1. Дайте понятие оценки воздействия на окружающую среду?
2. Каково значение оценки воздействия на окружающую среду?
3. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду?
4. Результаты оценки воздействия на окружающую среду?
5. Что понимается под экологической экспертизой?
6. Какие имеются отличия между государственной и общественной экологической
экспертизой?
7. Перечислите объекты государственной экологической экспертизы?
8. Каковы сроки проведения экологической экспертизы?
9. Что понимается под заключением государственной экологической экспертизы?
10. В каких случаях положительное заключение государственной экологической
экспертизы теряет юридическую силу?
Задачи:
Задача № 1
Прокурор г. Махачкалы обратился в
суд с иском о приостановлении деятельности АЗС на том основании, что она
сооружена вблизи источника питьевого водоснабжения. Притом ее строительство не
проходило государственной экологической экспертизы. Под проектом и актом
принятия АЗС в эксплуатацию стояли лишь подписи санитарного врача, председателя
местного органа по охране окружающей среды и ряда других должностных лиц.
Суд признал, что подписи
указанных лиц не заменяют заключения государственной экспертизы и принял
решение о приостановлении деятельности АЗС до проектирования и сдачи в эксплуатацию
очистных сооружений, гарантирующих экологически безопасную работу АЗС.
Каков порядок проведения
государственной экологической экспертизы?
Каким документом оформляются
выводы государственной экологической экспертизы, кем они подписываются и утверждаются?
Правильно ли поступил суд,
приостановив деятельность АЗС «до проектирования и сдачи в эксплуатацию
очистных сооружений», а не до получения положительного заключения экспертизы, и
какой правовой нормой он руководствовался?
Задача № 2
Советский районный суд,
рассмотрев иск Л.В. Смолкиной, В.Ф. Магомедова и других граждан (всего 10)
к Министерству природных ресурсов и
экологии Республики Дагестан и ОАО Завод «Росконтакт» о признании незаконным
заключения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по ТЭО на
строительство цеха, установил, что документация на ГЭЭ была представлена не в
полном объеме. С учетом изложенного районный суд удовлетворил исковые
требования граждан и признал выводы ГЭЭ недействительными.
Что означает «документация на ГЭЭ
представлена не в полном объеме»?
Каково соотношение ОВОС и ГЭЭ?
Задача № 3
Акционерное общество «Победа»
обратилось в Арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице
Росприроднадзора о возмещении убытков в виде расходов на проведение
экологической экспертизы, расходов на восстановление своих нарушенных прав и
упущенной выгоды.
В обоснование заявленных
требований истец указал, что построенный им объект был введен в эксплуатацию со
значительным опозданием по причине утверждения отрицательного заключения
государственной экологической экспертизы, которое впоследствии было признано
судом недействительным. Истец также полагал, что принятие незаконного
заключения государственной экологической экспертизы явилось следствием
преобладания в составе экспертной комиссии штатных экспертов, квалификация
которых была недостаточной.
Какое решение, по Вашему мнению,
должен вынести суд? В каком порядке формируется персональный состав экспертной
комиссии государственной экологической экспертизы?
Задача № 4
Территориальным органом
Росприроднадзора проводилась проверка соблюдения предприятиями и организациями
города законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки одного из
офисных центров было выявлено, что государственная экологическая экспертиза
проектной документации на строительство здания не проводилась. Природоохранный
орган вынес решение о приостановлении деятельности организации по эксплуатации
здания до проведения государственной экологической экспертизы. Считая указанное
решение незаконным, организация обратилась с жалобой в суд.
Каково назначение экологической
экспертизы в механизме охраны окружающей природной среды? Правомерны ли
действия территориального органа Росприроднадзора?
Решите дело.
Задача № 5
Управление Росприроднадзора по РД
назначило экологическую экспертизу проекта нефтеперерабатывающего комплекса.
Участок, определенный под предполагаемое строительство, находился в двух
километрах от границ жилого массива. Инициатором строительства на экспертизу
была представлена обосновывающая документация, разработанная с учетом
требований по оценке воздействия на окружающую среду, после чего экспертная
комиссия приступила к рассмотрению данного проекта.
Одновременно одна из общественных
экологических организаций города обратилась в Управление Росприроднадзора по
РД с
требованием о том, что население
микрорайонов, попадающих в зону воздействия комбината, никаким образом не было
информировано о предполагаемом строительстве, и представители общественности
города не привлекались к обсуждению самого проекта и предполагаемого
воздействия на окружающую среду в случае его осуществления.
Насколько обоснованными являются
претензии общественной экологической организации? Имеет ли место нарушение
экологического законодательства?
Какие формы участия
общественности предусмотрены действующим законодательством в процессе принятия
решений о размещении предприятий и иных объектов?
Примерные тестовые задания:
1.
Деятельность по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных
последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной
деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее
осуществления, представляет собой:
a) государственный экологический
надзор
b) мониторинг окружающей среды
c) оценку воздействия на окружающую среду
d) экологическую экспертизу
2.
Оценка воздействия осуществляется:
a) общественными экологическими организациями
b) самим заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности
c) специально уполномоченным государственным органом
d) экспертами Росприроднадзора
3.
Оценка воздействия на окружающую среду должна проводиться:
a) до или во время проведения экологической экспертизы
b) до проведения экологической экспертизы
c) одновременно с проведением экологической экспертизы
d) после проведения экологической экспертизы
4.
Оценка воздействия на окружающую
среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая
может оказать … воздействие на окружающую среду:
a) значительное негативное
b) негативное
c) отрицательное или положительное
d) прямое или косвенное
5. Экологическая экспертиза
определяется как…
a)
исключительно предварительная оценка загрязнения
окружающей среды
b)
установление
негативных последствий воздействия на окружающую среду планируемой
хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или
невозможности ее осуществления
c)
установление правильности внесения платежей за
загрязнение окружающей среды
d)
установление соответствия
документов и документации намечаемой хозяйственной деятельности экологическим
требованиям
6. Положительное заключение
государственной экологической экспертизы является основанием для…
a)
освобождения от платы за загрязнение окружающей среды
b) последующего финансирования и реализации
проекта
c)
снижения платежей за природопользование
d)
установления повышенных цен на выпускаемую продукцию
7. Общественная экологическая экспертиза не может проводиться…
a) без разрешения специально
уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы
b) до проведения государственной
экологической экспертизы того же объекта
c) одновременно с государственной
экологической экспертизой того же объекта
d) после
проведения государственной экологической экспертизы того же объекта
8. К полномочиям органов местного
самоуправления в области экологической экспертизы относится…
a) утверждение порядка проведения экологической экспертизы на территории
муниципального образования
b) утверждение порядка взимания платы за проведение государственной
экологической экспертизы
c) проведение общественной экологической экспертизы
d) организация общественных обсуждений о
намечаемой хозяйственной деятельности
9.
Финансирование государственной
экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы
осуществляется за счет средств…
a) бюджета субъекта РФ
b) заказчика документации,
подлежащей государственной экологической экспертизе
c) федерального бюджета
d)
экспертов государственной экологической экспертизы
10.
В регистрации заявления о
проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
a)
не была проведена государственная экологическая экспертиза
b)
объект экспертизы не составляет сведения государственной и иной охраняемой
законом тайны
c)
она ранее была проведена в отношении объекта общественной экологической
экспертизы
d)
устав общественной организации не предусматривает организацию и
проведение экологической экспертизы
Примерный перечень
тем рефератов:
1. Оценка воздействия на окружающую среду как правовая мера охраны
окружающей среды в Российской Федерации.
2. Экологическая экспертиза как необходимый элемент установления соответствия
планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям охраны окружающей
среды.
3. Порядок осуществления государственной экологической экспертизы.
4. Правовые основы общественной
экологической экспертизы.
Нормативные
правовые акты и литература:
I
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N
2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.
2.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10
января 2002 года N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002.
N 2. Ст.133.
3.
Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23
ноября 1995 года N174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.
4.
Об утверждении Положения о
порядке проведения Государственной экологической экспертизы: Постановление
Правительства РФ от 11.06.1996 N 698// СЗ РФ. 30.09.1996. N 40. Ст. 4648.
5. Положение об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской
Федерации // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 2000. № 31.
Учебная литература
1.
Боголюбов С. А. 2-е изд., перераб. и доп. М.:
Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. 482 с.
2.
Бринчук. М. М. Экологическое право. Издательство: МОДЭК,
МПСИ 2014 г. С. 624.
3.
Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник / Б. В.
Ерофеев. - 5-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. -
400 с.
4.
Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О. И.
Крассов. - 3-e изд., пересмотр. - Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2014. - 624 с.
Специальная литература
1. Бабич М.Е. Что день грядущий нам готовит: Год экологии в России //
Справочник эколога. 2017. N 1.
2.
Бандорин Л.Е. Проблемы
применения оценки воздействия на окружающую среду // Экологическое право. 2015.
N 5.
3.
Болтанова Е.С. Значение норм об экспертизе проектной документации в
системе требований по обеспечению охраны окружающей среды // Современное право.
2014. № 7.
4. Карзенкова А.В. Проблемы реализации экологического и земельного
законодательства при проведении государственной экологической экспертизы //
Правовые вопросы недвижимости. 2013. N 1.
5. Круглов В.В. Правовое и организационное обеспечение экологической
безопасности и охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и
природоохранной деятельности в РФ // Бизнес, Менеджмент и Право. 2016. N 3-4.
6.
Тихомирова Л.А. Экспертиза как
особый вид деятельности по оценке соответствия (экологическая экспертиза,
экспертиза проектной документации, экспертиза промышленной безопасности) // СПС
КонсультантПлюс. 2016.
7.
Ткаченко С.В. Правовые проблемы
экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов при осуществлении бункеровочной деятельности // Экологическое
право. 2017. N 1
8. Хаустов Д.В. Актуальные проблемы правового регулирования экологической
экспертизы на современном этапе // Экологическое право. 2012. N 4.
Комментариев нет:
Отправить комментарий