Лекция 3. Источники экологического права
Эколого-правовые
нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием
эколого-правового регулирования.
Под
источником права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил
поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы
стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую
форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения,
приказа, инструкции или в иной установленной форме.
Конституционные
основы экологического права
Как и в любой
иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы,
природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты
экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция
играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции
закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их
соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и
пределы государственной власти.
При анализе Конституции
России как источника экологического права можно выделить две группы норм:
общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны
окружающей среды и рационального природопользования, и "чисто"
экологические.
К общим
относится норма, сформулированная в ст. 1: "Российская федерации есть
демократическое федеративное правовое государство". Характеристика РФ как
правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в
том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют
принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Один из
наиболее существенных признаков правового государства это то, что власть
связана правом, когда право превыше власти. Не случайно в некоторых странах
вместо категории "правовое государство" используется понятие
"господство права". Правовое государство исходит, с одной стороны, из
признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения насоответствующих
субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и
гражданина. Власть осуществляют только те, кто уполномочен на это Конституцией
и законами, причем в рамках определенных им предметов ведения и компетенции.
Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого
экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований
экологического права будет служить одним из критериев правового государства.
В соответствии
со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение в
праву окружающей среды, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты
экологических прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая
должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание,
наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические
компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические
интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно
последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств
экологического права является инструментом создания в России социального
государства.
Одна из наиболее
существенных новаций основ конституционного строя России, установленных
действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения
государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную
(ст. 10). Конституция закрепила ни что иное, как разделение труда
уполномоченных государственных органов на осуществление законодательной,
исполнительной и судебной деятельности. Применительно к рассматриваемой нами
сфере это - деятельность по формированию современного законодательства об
окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального
природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению,
охране и защите экологических прав физических и юридических лиц.
Соответствующие ветви власти при этом являются независимыми одна от другой.
Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение
законности.
При
характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить
особое внимание на специальные - экологические нормы. Одной из центральных по
значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная норма
определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и
экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов,
проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется
экологическая функция государства и субъектов-природопользователей.
Ст. 9
устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности. Устанавливая право собственности на
землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция
РФ 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые
предпосылки для развития рыночной экономики.
Отношения
собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ,
закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю
- основное средство производства и операционный базис.
В той же статье
провозглашается один из основных принципов рыночной экономики - свободы
собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им
имущества. В соответствии с п. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками
свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела
принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств. Он
заключается в возможности ограничения свободы собственника земли и других
природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется, и
распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб
окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
С учетом
значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических
опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об
ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и
обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3).
В развитие
содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и
свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы трудно
переоценить. Конституционное признание экологических прав важно оценить и в
контексте других статей общего характера Основного закона России. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность
государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Эта норма
"связывает" органы законодательной, исполнительной и судебной властей
провозглашенными Конституцией экологическими и иными правами каждого. Их
признание, соблюдение и защита соответствующими государственными органами
служит одним из существенных критериев эффективности и правомерности
деятельности этих органов. В случае их бездействия и при наличии иных законных
оснований граждане вправе обжаловать соответствующее поведение в суде.
Определяя
эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция
устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам. Правовая и моральная обязанность сохранять
природу адресована как каждому жителю города, поселка и деревни в России, так
и, что весьма важно, каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с
природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой
категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния
окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения
обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.
С учетом
федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного
ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов
Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на
природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Так, в ведении
Российской Федерации находятся:
- регулирование
и защита прав человека и гражданина;
- федеральная
государственная собственность и управление ею (применительно к природным
ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
- установление
основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического
развития Российской Федерации;
- ядерная
энергетика, расщепляющиеся материалы;
- производство
ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение
статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного
пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
Российской Федерации.
Очевидно, что к
развитию и осуществлению экологического права имеют отношение и некоторые
другие предметы исключительного ведения России.
Обоснованно то,
что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых
отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны
окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В совместном ведении
находятся:
- вопросы
владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами;
- разграничение
государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным
объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
-
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные территории;
- осуществление
мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их
последствий;
- земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране
окружающей среды;
- защита
исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических
общностей.
Помимо предметов
совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76
осуществляют собственное правовое регулирование.
Таким образом, в
Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной
структуры законодательства об окружающей среде.
Законы как источники
экологического права
В правовом
государстве основным источником экологического права должен быть закон. Это
означает, что в законах должно определяться основное содержание правового
регулирования общественных отношений собственности на природные ресурсы, по
природопользованию и охране окружающей среды, должны быть адекватно
урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их
обеспечения и защиты.
Из этого
вытекает требование о необходимости более полного регулирования в законе
общественных отношений, не делегируя эту работу органам исполнительной власти,
как это, как правило, происходит по действующему законодательству. Высокая
степень детализации правовых норм и требований в законе, что характерно, к
примеру, зарубежному законодательству, весьма эффективно сказывается на
практике осуществления охраны природы. Как правило, если в законе установлены
лишь общие требования, требующие затем развития во многих подзаконных актов,
это приводит к значительному затягиванию сроков "нормального"
урегулирования, а также к противоречиям между ними.
Прежде всего,
закон есть средство закрепления государственной экологической политики. Поэтому
как акт, принимаемый органом представительной ветви государственной власти, он
есть выражение воли народа в определении политики государства в сфере
взаимодействия общества и природы.
Особое место
закона в системе источников экологического права обусловлено также тем, что все
другие акты как источники права носят подзаконный характер. Их правовое
содержание предопределяется соответствием требованиям закона. Подзаконные акты,
принятые с нарушением этого правила, не могут применяться.
Федеральный
закон "Об охране окружающей среды": общая характеристика и место в
системе источников экологического права
С принятием
нового Федерального закона "Об охране окружающей среды наступил новый этап
в развитии российского экологического законодательства как законодательства
нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы
прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических,
экологических, экономических, социальных условий развития общества и
государства на современном этапе.
Как говорится в
преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в
области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение
социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды,
биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Он регулирует
отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при
осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на
природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой
жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской
Федерации.
Учитывая в
основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем
некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства
носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности,
претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по
охране окружающей среды. При этом имеется ввидупопытка более широко, в
сравнении с прежним законом, предусмотреть механизм регулирования в данной
сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обоснованные претензии по
поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой
деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом
аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих
инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье,
определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом
предпринимательстве.
В контексте
концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования
допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то,
что закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов
недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении
недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.
Законом
установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных
объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.
Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на
последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного
воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического
применения с учетом экономических и социальных факторов.
В виду дефектов
практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов, достоинством
Закона об административной и иной ответственности руководителей и членов
комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов
за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям
законодательства в области охраны окружающей среды объектов (ст. 58).
В условиях
развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование статьи 53 о
том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение
мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.
Новый закон
предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены
зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались Законом 1991
г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем законе отсутствовали
четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти положения не
применялись.
Повышению
эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на
совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды
и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).
Из нового Закона
вполне обоснованно исключена статья о материальной ответственности за
экологические правонарушения как не содержащей экологических характеристик.
Федеральный
закон "Об охране окружающей среды" как головной акт в теоретическом
плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает
специфическое место в системе экологического законодательства и права.
Специфика такого акта определяется, прежде всего тем, что с учетом единства
природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в
развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм
регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы
этого механизма - экологическое нормирование и стандартизация, оценка
воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая
экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического
стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль
и некоторые другие - служат достижению целей как охраны окружающей среды целом,
так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных
ресурсов.
Экологическое
законодательство
Экологическое
законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения,
образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта
правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три
группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и
природоресурсное законодательство. Объектом экологических отношений,
регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в
целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные объекты.
Законодательство
об окружающей среде в собственном смысле - новое явление для России. Наряду с
Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к нему, в частности,
относятся:
- Федеральный
закон "Об экологической экспертизе";
- Федеральный
закон "О радиационной безопасности населения";
- Федеральный
закон "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный
закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Законодательство
о природных комплексах, также новая структурная часть российского
законодательства, включает:
- Федеральный
закон "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральный
закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах";
- Федеральный
закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно
загрязненных участков территории";
- Федеральный
закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- Федеральный
закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
- Федеральный
закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей
зоне";
- Федеральный
закон "Об охране озера Байкал";
- Федеральный
закон "О территориях традиционного природопользования коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации".
Значительный
удельный вес в системе экологического законодательства занимает
природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей
среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито,
поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской
России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране
отдельных природных ресурсов.
Природоресурсное
законодательство это - совокупность законов, регулирующих отношения по использованию
и охране отдельных природных объектов. Оно включает:
- Земельный
кодекс Российской Федерации;
- Федеральный
закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";
- Закон РФ
"О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность
и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного
хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";
- Федеральный
закон "О мелиорации земель";
- Федеральный
закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения";
- Федеральный
закон "О землеустройстве";
- Федеральный
закон "О государственном земельном кадастре";
- Водный кодекс
Российской Федерации;
- Федеральный
закон "О плате за пользование водными объектами";
- Лесной кодекс
Российской Федерации;
- Федеральный
закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О недрах";
- Федеральный
закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть
предоставлено на условиях раздела продукции";
- Федеральный закон
"О животном мире";
- Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха"и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий