воскресенье, 14 января 2018 г.

Лекция № . 12Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха.

Лекция № 12. Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха. 

Система законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны атмосферного воздуха приведена в ст. 2 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2016г.) "Об охране атмосферного воздуха".
Важное практическое значение имеет указание на то, что законодательство об охране атмосферного воздуха основывается на соответствующих положениях Конституции РФ. При организации и проведении работ по охране атмосферного воздуха соответствующие субъекты, прежде всего Министерство природных ресурсов РФ как специально уполномоченный орган в данной сфере и его территориальные органы, а также юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность, связанную с вредным воздействием на состояние атмосферного воздуха, должны исходить из положения Конституции России о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). Они должны руководствоваться также положением п. 2 ст. 15,который предписывает: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти положения Конституции являются важнейшими элементами основ конституционного строя. Невыполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха, проявляемое в противоправных действиях, решениях или в бездействии, означает нарушение Конституции и посягательство на основы конституционного строя России.
Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха осуществляется по правилам ст. 72,73,76. Хотя законодательство об охране атмосферного воздуха прямо не отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, но оно фактически развивается в рамках предмета совместного ведения. Этот вывод вытекает из п. 1 ст. 2 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха",  определившей структуру федерального законодательства об охране атмосферного воздуха: "Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
Соответственно, субъекты Российской Федерации, принимая свои законы и иные нормативные правовые акты в данной сфере, должны обеспечивать соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам в области охраны атмосферного воздуха (п. 5 ст. 76 Конституции РФ). В случае противоречия действует федеральный закон.
В пункте 2 ст.2 ФЗ установлено, что законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха. Необходимость введения дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха на уровне субъектов Российской Федерации обусловлена их потребностями учета экологических, природно - климатических, экономических, социальных, исторических, культурных и иных особенностей того или иного субъекта. Установление дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха субъектами Федерации служит фактором, призванным повысить эффективность охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 2 ФЗ уточняется, что имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством. В то время как требования по охране атмосферного воздуха, установленные данным Законом, носят преимущественно императивный, административно-правовой характер, имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются согласно гражданскому законодательству на основе соответствующих договоров.

        В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
        Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет биологические, производственные, транспортные и иные функции. Атмосферный воздух более чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан с жизненными интересами людей, его качество непосредственно влияет на здоровье человека, продолжительность жизни, а также на качественное состояние других элементов окружающей среды, особенно животного и растительного мира. Известно, что без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут.
        Особенно страдают люди от загрязнения воздуха различными токсичными веществами и от шумовых воздействий. Загрязненный воздух отрицательно влияет на капитальные сооружения, конструкции и металлоизделия, приводит к снижению качества продукции, вредно воздействует на погоду и климат. Между тем загрязнение воздушной среды в нашей стране различными газообразными и пылеобразными веществами достигло угрожающих, крайне опасных размеров. Происходит также уменьшение удельного веса кислорода в воздухе вследствие его бесконтрольного сжигания, что чревато серьезными последствиями.

        В связи с этим охрана атмосферного воздуха – одна из актуальных задач современности, решение которой не терпит отлагательства. Речь идет об охране природной среды от отрицательных последствий производственной, бытовой, военной, космической, научной и иной деятельности людей. Это может быть осуществлено правовыми, экономическим, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими средствами. Наибольшую роль в этом играет правовая охрана атмосферного воздуха, выражающаяся, во-первых, в установлении государством и его специально уполномоченными органами строго обязательных для всех физических и юридических лиц норм и правил, т.е., принятие и издание соответствующих нормативных актов различной юридической силы, направленных на охрану атмосферного воздуха; во-вторых, в осуществлении постоянного активного государственного контроля (надзора) за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическим лицами, независимо от форм собственности, подчиненности и подведомственности, этих норм и правил; в-третьих, в применении компетентными государственными органами соответствующих санкций как к физическим, так и к юридическим лицам, не соблюдающим экологические нормы и правила, т.е. нарушающим законодательство об охране атмосферного воздуха.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Марианна Керимовна! Могу ли я подготовить презентацию на тему: "Проблемы охраны атмосферного воздуха"?

    ОтветитьУдалить